Интервью министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна австрийской газете «Der Standard»

01 март, 2011

«Der Standard»: Господин министр, Вы подписали Цюрихские протоколы, нацеленные на нормализацию отношений между Арменией и Турцией, несмотря на то, что в вашей стране и в армянской диаспоре по всему миру выражалось политическое недовольство по этому поводу. Недовольны ли Вы замораживанием процесса со стороны Турции?
\n
\nЭдвард Налбандян: Кое-кто, в том числе и в Европе, не доверяет турецкой стороне. Они считают, что Турция говорит одно, а делает совсем другое. Переговорный процесс с турецкой стороной был долгим и сложным, с множеством препятствий. На уровне министров прошло свыше 10 встреч. К примеру, в Давосе мы провели с тогдашним министром иностранных дел Турции Али Бабаджаном переговоры продолжительностью 35 часов. В конце концов, мы пришли к соглашению и в октябре 2009г. в Цюрихе в присутствии представителей Швейцарии, США, России, Франции, Евросоюза и Совета Европы подписали протоколы. Сразу же после подписания Турция выдвинула предусловия для их ратификации.
\n
\n«Der Standard»: Как Вы считаете, что случилось с турецкой стороной?
\n
\nЭдвард Налбандян: Вероятно, об этом Вы должны спросить у них самих. Возможно, ничего и не случилось. В любом случае те, кто говорит, что нельзя доверять Турции, возможно, получили дополнительный аргумент.
\n
\n«Der Standard»: На самом ли деле турецкая сторона отступилась от процесса, исходя из соображений, связанных с выборами?
\n
\nЭдвард Налбандян: Турки склонны думать, что только в Турции могут быть выборы, может быть общественное мнение. У нас больше причин говорить о предусловиях.
\n
\n«Der Standard»: В какой степени Азербайджан – политический партнер и энергетический источник Турции, нанес ущерб процессу урегулирования отношений между Арменией и Турцией?
\n
\nЭдвард Налбандян: Все страны мира, кроме одной, Азербайджана, содействовали этому процессу. Я не считаю, что Азербайджан поступает справедливо. Урегулирование отношений могло принести пользу не только Армении и Турции, но и региону в целом. А Азербайджан является частью этого региона.
\n
\n«Der Standard»: Как можно реанимировать Цюрихские протоколы?
\n
\nЭдвард Налбандян: Существует лишь один путь, а не несколько. Мы подписали протоколы и мы должны их ратифицировать и реализовать без всяких предусловий, согласно принципу pacta sunt servanda.
\n
\n«Der Standard»: Можно ли это будет сделать после парламентских выборов, которые состоятся в Турции в июне?
\n
\nЭдвард Налбандян: После парламентских выборов будут другие выборы. Если искать причины для затягивания ратификации, то их всегда можно будет найти. Думаю, что сегодня турецкая общественность, с одной стороны, более склонна содействовать урегулированию, а, с другой стороны, с большим пониманием относится к прошлому. Старт переговоров и подписание протоколов открыли новые окна. В прошлом году 24 апреля люди впервые собрались в турецких городах, чтобы отметить День Геноцида армян. Свыше 30.000 турецких граждан подписали заявление, в котором принесли извинения армянскому народу.
\n
\n«Der Standard»: Глядя на замороженный Карабахский конфликт, который уже свыше 25 лет остается главной проблемой, как Вы думаете, какую он представляет угрозу для Южного Кавказа?
\n
\nЭдвард Налбандян: Власти Азербайджана почти ежедневно выступают с воинственными заявлениями и идут на провокационные действия. Только за один год они удвоили свой военный бюджет, они отклоняют предложения международного сообщества заключить соглашение о неприменении силы, укреплении перемирия, отводе снайперов с линии соприкосновения. Я не думаю, что кто-либо мог сказать, что такое поведение азербайджанских властей не представляет угрозы.
\n
\n«Der Standard»: Но должны ли Вы всерьез принимать эти милитаристские заявления, на которые ссылаетесь, или не делаются ли они Азербайджаном больше для внутренней аудитории?
\n
\nЭдвард Налбандян: Угроза применения силы – нарушение международного права, и отсутствие адекватной реакции может привести к серьезным последствиям.
\n
\n«Der Standard»: В какой степени авторитарный режим и неразвитое гражданское общество выступают источником нестабильности в регионе?
\n
\nЭдвард Налбандян: Нужно быть осторожным в вопросе сравнения социально-политических процессов, происходящих в странах региона. В то время как Армения предпринимает шаги по развитию демократии, Азербайджан предпринимает шаги по развитию авторитаризма. Это точка зрения, которую высказало большинство международных организаций, и с которой согласны многие эксперты. В Армении СМИ и гражданское общество активно вовлечены в политические дискуссии, а это неслыханная вещь в Азербайджане. И наоборот, пропаганда, получающая абсолютную поддержку государства и сеющая ненависть к армянам, мешает процессу установления мира. И отравление молодых умов подобным образом препятствует дальнейшему урегулированию. В целом, дух взаимных компромиссов и мирного диалога гораздо менее вероятен в авторитарных странах.
\n
\n«Der Standard»: Теперь, когда прошло несколько месяцев, Вы смирились с мыслью о том, что Австрия открыла единственное посольство в регионе в Баку, а не в Ереване или Тбилиси?
\n
\nЭдвард Налбандян: Вы поверите, если я скажу, что очень этому рад? Нет. Мы открыли посольство в Вене много лет назад, оно стало одним из первых после обретения независимости. Думаю, что настало время для того, чтобы Австрия сделала ответный шаг и открыла представительство в Ереване. Наша цель – поднять наши отношения на более высокий уровень.
\n
\n«Der Standard»: Экс-министр иностранных дел Австрии Урсула Плассник выдвинула свою кандидатуру на пост генерального секретаря ОБСЕ. Поддержит ли ее Армения?
\n
\nЭдвард Налбандян: Мы еще не приняли решения относительно кандидатов. Но в связи с кандидатом от Турции мы сообщили, что не сможем поддержать его, поскольку в различных международных структурах представители Турции, в целом, отличаются субъективными подходами и не упускают случая высказаться против позиции Армении.
\n
\n«Der Standard»: Означает ли это, что Вы будете голосовать за других кандидатов и госпожу Плассник?
\n
\nЭдвард Налбандян: Это означает, что один из остальных кандидатов может получить нашу поддержку…
\n
\n«Der Standard»: Вы сократите этот список?
\n
\nЭдвард Налбандян: Мы сделаем это. Очень скоро. 

Распечатать страницу