Интервью заместителя министра ИД Сергея Манасаряна агентству Медиамакс

07 март, 2011

- Мир стал свидетелем драматических событий на Ближнем Востоке и странах арабской Африки - Тунисе, Египте, Ливии. Как бы вы прокомментировали эти события, тем более что вы были послом Армении в Египте, и знаете эту страну и регион не понаслышке? 

- Трудно обозначить эти события как революции. Это скорее бунты, социальные прорывы. Сегодня трудно комментировать эти события, так как действительно нелегко сказать - а что будет потом?

Пришел конец 30-летнему правлению Хосни Мубарака в Египте. Этот период нужно ассоциировать с очень длительным периодом действия режима чрезвычайного положения в стране. С одной стороны, это чрезвычайное положение было фактически незаметным в повседневной жизни. С другой стороны, эта ситуация позволяла властям делать абсолютно все без каких-либо объяснений. 

Но что будет потом в Египте и в Ливии - сложно представить. Сложно прогнозировать какие силы придут к власти - происламские или же силы, которые будут вести страну к демократии. Самое главное, чтобы не было периода безвластия, хаоса, который может привести к непредсказуемым последствиям. 

- Недавно состоялся визит министра иностранных дел КНР в Ереван. Каковы главные итоги этого визита? 

- За всю историю армяно-китайских взаимоотношений визит Яна Цзечи в Ереван носит, конечно, знаменательный характер. Немаловажным фактором является то обстоятельство, что визит состоялся по инициативе китайской стороны и не носил характер регионального. Это свидетельствует о том, что армяно-китайские взаимоотношения находятся на довольно высоком уровне. 

В Ереване министр заявил, что Китай действительно придает очень важное значение отношениям с Арменией, и армянское направление входит в приоритетную тематику внешнеполитического вектора Китая. Встречи в Ереване носили очень насыщенный характер, и дискуссия шла по широкому спектру вопросов. 

Если говорить о внешнеполитических вопросах, то было подтверждено, что для обеих сторон отношения носят приоритетный характер. Было также подчеркнуто, что существует полное взаимопонимание и в рамках международных организаций. Китайская сторона выразила нам благодарность за нашу позицию по вопросу единого Китая и других проблем, которые являются очень важными для китайской внешней политики. 

С нашей стороны было также подчеркнуто, что мы с благодарностью относимся к той взвешенной политике, которую проводит Китай в отношении Армении, в первую очередь, по вопросу Нагорного Карабаха. 

В ходе визита было предложено обновить соответствующее соглашение между МИД Армении и Китая и привести его в соответствие с сегодняшним днем. Возможно, что вместе с соглашением мы также составим проект программы конкретных мероприятий. Было также отмечено, что китайская сторона подтверждает свое намерение провести очередной раунд двусторонних политических консультаций до конца этого года. 

В этом году мы будем отмечать 20-летие установления дипломатических отношений между Арменией и Китаем, и есть предварительная договоренность о проведении ряда мероприятий в обеих странах. 

Несмотря на мировой кризис, у нас активизируется и торгово-экономическое сотрудничество. Торговый баланс в минувшем году составил $ 255 млн вместо $ 171 млн в 2009 году. Заметно вырос и армянский экспорт. Если в 2008 году мы экспортировали в Китай продукции всего на $1,8 млн, то в 2010 мы перешли цифру в $30 млн. 

Конечно, динамика очень положительная, однако Китай - это та страна, в случае с которой очень сложно говорить о каком-то пределе уровня торгово-экономических взаимоотношений. С учетом существующей динамики и готовности сторон продолжать взаимодействие, я очень надеюсь, что в текущем году экономические показатели превысят данные 2010 года. 

Немаловажным фактором является активность китайского бизнеса на нашем рынке. Китайская сторона подчеркнула очень интересный и важный проект: запуск совместного предприятия завода «Шанси-Наирит», который является фактом имплементации конкретных договоренностей. Китайская сторона также подтвердила свой интерес к нашим инвестиционным проектам, и представители китайских компаний в скором времени прибудут в Ереван для консультаций и ознакомления с ситуацией на месте. 

В ходе визита Яна Цзечи обсуждался и вопрос проведения очередного заседания армяно-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 

Буквально через два дня после отъезда министра мы получили официальное сообщение от посольства КНР в Армении, что китайская сторона предложила провести заседание в начале апреля, одновременно будет проведен бизнес-форум, в котором будут участвовать около 30 китайских компаний. 

- Было много разговоров об интересе Китая к проекту строительства железной дороги Иран-Армения. Этот вопрос все еще стоит на повестке дня? 

- Да, действительно, китайские компании проявили интерес к данному проекту. Надеюсь, что в скором времени представители этих компаний прибудут в Ереван, и мы проведем с ними обсуждения. Эти компании смогут принять участие в международном тендере. 

- Обсуждался ли в ходе встреч вопрос о прямых регулярных авиарейсах Ереван-Пекин? 

- В этом вопросе сложилась интересная ситуация. «Армавиа» начала осуществлять рейсы, но они носят нерегулярный характер, это чартерные рейсы. Китайская сторона в ходе встреч в Ереване сделала конкретное предложение - осуществлять полеты не в Пекин, а по направлению Ереван-Урумчи, имея  виду, что этот полет может быть организован как connection flight Ереван-Пекин, и в то же время из Урумчи очень большой спрос на выезд в третьи страны через Армению. Самое главное, что есть заинтересованность, и я надеюсь, что в скором времени мы будем иметь регулярные рейсы и новые направления. 

- Недавно также состоялся визит главы армянского МИД в Индию. На каком уровне находятся отношения с этой страной? 

- Во внешнеполитическом плане у нас с Индией идет нормальный диалог. 

То, что я говорил в отношении Китая в плане двусторонних отношений и с точки зрения сотрудничества в рамках международных организаций, применимо и в отношении Индии. 

Мы поддерживаем Индию по животрепещущим для нее внешнеполитическим вопросам, они ведут очень сбалансированную политику по отношению к нам. В плане торгово-экономического сотрудничества мы, конечно, отстаем. Думаю, необходимо принять определенные меры, чтобы заинтересовать бизнесменов и познакомить их с армянским рынком. Скоро в Армению прибудет делегация, состоящая из представителей порядка 30 индийских фармацевтических компаний. 

На повестке стоит официальный визит президента Армении в Индию. Точных сроков пока нет, но принципиальная договоренность была достигнута в ходе визита главы МИД в Индию. 

- А как обстоят дела на японском направлении? 

- Отношения Армении с Японией до недавнего времени носили исключительно экономический характер в раках программ Японского агентства по развитию. Но после визита министра ИД Армении в Японию в 2009 году, и открытия посольства Армении в Токио у нас наблюдается хорошая динамика. За последнее время в Ереване побывали две японские делегации. Надеюсь, что до конца этого года состоится визит президента Армении в Японию. 

- Чем еще интересен для Армении Азиатско-тихоокеанский регион помимо вышеуказанных стран? 

- Министром иностранных дел Армении уже принято решение об активизации нашей деятельности в этом направлении. Готовится региональный визит министра в ряд стран АТР. 

В первую очередь, речь идет о Южной Корее, потенциал развития отношений с которой очень большой. Корейской стороне нами передан пакет инвестиционных проектов, которые вызвали большой предварительный интерес со стороны корейских компаний. 

С Таиландом у нас были очень активные взаимоотношения до начала периода нестабильности в этой стране. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, и у нас идут интенсивные контакты. Не надо, конечно, забывать и о таких странах, как Филиппины и Вьетнам. С первого взгляда, они расположены очень далеко от нас, но нужно попытаться подвести к нормальному, позитивному политическому диалогу и торгово-экономические отношения. 

- В этом году планировался визит министра иностранных дел Армении в страны «Черной Африки». Эти планы еще в силе? 

- Да, этот вопрос продолжает оставаться на повестке.

Распечатать страницу