Брифинг Министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна с журналистами

22 июнь, 2011

Страсбург,

Вопрос:
На днях председатель ПАСЕ Мевлут Чавушоглу заявил, что нормализация армяно-турецких отношений связана с карабахским урегулированием, и якобы об этом была достигнута устная договоренность между Арменией и Турцией, что также было подтверждено министрами иностранных дел других стран, в частности, министрами ИД Франции, Швейцарии, России, госсекретарем США. Что Вы скажите в этой связи?

Ответ:
Это, конечно, примитивное искажение действительности. Процесс нормализации армяно-турецких отношений начался и протекал на основе того взаимопонимания, что эта нормализация должна происходить без предусловий, и именно по этой причине в подписанных протоколах не содержится никаких предусловий.

Все министры иностранных дел, присутствовавшие при подписании протоколов, неоднократно призывали без предусловий ратифицировать и реализовать договоренности.

Напомню также заявление госсекретаря Клинтон о том, что Армения прошла свой отрезок пути, мяч находится на стороне Турции, которая и должна выполнить принятые обязательства.

Так что не думаю, что уместны бесполезные попытки переложить ответственность на другую сторону.

Вопрос: Господин Налбандян, Вы отдельно выразили свою позицию относительно деятельности этого подкомитета президентам, Чавушоглу и…

Ответ: Знаете, не только мы, что очень важно, но и сопредседатели заявили, что не считают, что восстановление этого подкомитета в Парламентской ассамблее Совета Европы может быть полезной для процесса урегулирования.

Это самое важное. Когда ты создаешь что-то или восстанавливаешь, то должен подумать, какую пользу принесла эта структура. И принесла ли пользу? Не думаю, что в свое время, когда она действовала, приносила пользу. Сейчас главное, чтобы она не навредила.

Вопрос: Господин Налбандян, Чавушоглу сказал также, что Карабахский вопрос и армяно-турецкие отношения на самом деле связаны с результатами казанской встречи. Вы тоже так считаете?

Ответ: Это, конечно, турецкая сторона должна решить, что она хочет делать, но знаете, если будем говорить на языке предусловий, и сразу же после Цюриха, когда турецкая сторона вернулась к языку предусловий, я сказал, что если мы будем говорить на языке предусловий, то у Армении будет не меньше более обоснованных предусловий.

Вопрос: Господин Налбандян, а есть ли какие-то ожидания от Казани?

Ответ: По поводу Казани я уже заявлял.

Вопрос: Господин Налбандян, подкомитет, тем не менее, развернул свою деятельность без участия армянской делегации, какие угрозы…

Ответ: Нет нужды менять формат процесса урегулирования. Переговоры и процесс урегулирования ведутся в рамках Минской группы, при содействии сопредседателей Минской группы и, особенно, при непосредственном участии России – одной из стран-сопредседателей. Знаете, какой вклад в последнее время внес президент России Медведев и по его инициативе и в его присутствии состоится также и встреча в Казани.

Вопрос: А насколько решения подкомитета могут быть легитимными?

Ответ: На эти решения, вы сами знаете, нечего отвечать; этот подкомитет не имеет никаких полномочий, чтобы принимать решения, имеющие обязательную силу.

Распечатать страницу