Интервью замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна порталу http://commonspace.eu/

11 август, 2013

Мы приближаемся к пятой годовщине войны между Грузией и Россией. Какое влияние оказал этот конфликт на Армению?

Война оказала серьезное негативное экономическое воздействие на нас, потому что большая часть торговли Армении проходит через Грузию - от 75% до 80%, и только 20-25% проходит через Иран. Как вы знаете, границы с Азербайджаном и Турцией закрыты, так что наша связь с Грузии очень важна. Через нее мы торгуем с внешним миром.

В последнее время много говорили о возможности возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию, которая обеспечит прямую связь между Арменией и Россией. Так ли это важно? Есть ли перспектива у открытия железной дороги?

Конечно, это важно. Торговать, имея железную дорогу, гораздо более эффективно, нежели доставка товаров по автомобильной дороге. Возобновление работы железной дороги не зависит от Армении, это зависит от Грузии, Абхазии и России. Если они договорятся об открытии этой дороги, то это будет выгодно для всех заинтересованных стран. Мы хотели бы, чтобы железная дорога была открыта, но это в основном зависит от событий в отношениях между Россией и Грузией. Все стороны знают, что Армения заинтересована в нормализации отношений.

Каково нынешнее состояние отношений Армении с ЕС?

Армения работает над Соглашением об ассоциации с ЕС, а в прошлом месяце почти завершила переговоры о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA). Эти соглашения будут парафированы в Вильнюсе, в конце этого года.

Является ли это признаком того, что Армения сделала выбор в пользу близких отношений с ЕС, в ущерб отношениям с Россией? ЕС ясно дал понять, что принадлежность к DCFTA исключает членство в возглавляемом Россией Евразийском таможенном союзе (ЕТС).

Конечно, Россия хочет, чтобы Таможенному союзу присоединились как можно больше стран, и для нее важно, чтобы Украина и Армения, по крайней мере, заявили, что они хотят быть частью этого союза. Проблема в том, что членство в Таможенном союзе является препятствием для подписания DCFTA с ЕС.

Это не шаг в сторону обретения членства. Вопрос вступления Армении в ЕС не стоит, и люди признают, что подписание Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли не обязательно является шагом на пути становления членом этого союза. Это также не говорит о том, что внешняя политика Армении склоняется больше в сторону ЕС или России, это просто показывает, что Армения видит больше, чем одну область возможностей для ее экономического развития.

Россия по-прежнему располагает большой военной базой в Гюмри, на западе Армении. Не создает ли решение о присоединении к зоне свободной торговли противоречие?

Россия находится в сфере нашей безопасности, в то время как DCFTA находится в экономической сфере. Это не противоречит друг другу. С точки зрения безопасности, Армения связана с Россией. Мы являемся членом Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но мы также активно сотрудничаем и с НАТО. Из членов ОДКБ, только Армения направила свои миротворческие силы в составе НАТО в различные части мира.

Однако, мы никогда не говорили, о том что хотим стать членом НАТО - мы являемся членом ОДКБ. И почти то же самое, когда дело доходит до экономики. Мы готовы гармонизировать наше законодательство с законодательством ЕС и вступить в глубокие экономические взаимоотношения. Но мы никогда не говорили, что мы хотим стать членом ЕС - это разница между Арменией и некоторыми другими странами "Восточного партнерства".

Как вы думаете, Минская группа, которая призвана найти решение нагорно-карабахской проблемы, по-прежнему жизнеспособный проект?

Проблема не в Минской группе, проблема заключается в позиции Азербайджана. В своих действиях он противоречит Мадридским принципам, которые Азербайджан принял в качестве основы для переговоров. У сопредседателей Минской группы имеются две основные функции - помочь сторонам прийти к соглашению, и убедиться, что соглашение от 1994 года о прекращении огня не нарушается. У нас не было никакого прогресса в первом вопросе из-за Азербайджана.

Примером этому является встреча президентов Армении и Азербайджана в 2011 году в Казани, в России. Тогда все надеялись, что будет достигнут прогресс на основе соглашении, которые были достигнуты до начала встречи, но опять же Азербайджан отказался. Очевидно, что прогресса не будет без доверия между сторонами.

Как можно улучшить доверие?

Доверие может быть достигнуто, следуя всем предложениям, которые были сделаны сопредседателями Минского процесса. Во-первых, отвести снайперов с линии соприкосновения. Во-вторых, попытаться подготовить общество к миру, а не к войне.

Воинственные заявления в Азербайджане звучат каждый день, и азербайджанцы стараются поддерживать вражду между двумя обществами. В одном из заявлении президента говорилось, что все армяне во всем мире являются врагами Азербайджана. Потом был случай с делом Сафарова, когда азербайджанский лейтенант убил спящего армянского офицера топором в Будапеште и был впоследствии освобожден и помилован в Баку. Также случай с писателем Акрам Айлисли, который подвергся преследованиям за его роман о резне армян в Баку.

Насколько вы верите в сопредседателей Минской группы (Россия, США и Франция)?

Все три страны-сопредседателя также являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, что дает мне большую веру в процесс - и такого состава вы не найдет в какой-либо другой группе по разрешению конфликта. В отличии от Азербайджана армянские стороны разделяют предложения стран-сопредседателей, но если другая сторона отказывается идти на компромисс, то что мы должны делать? С армянской точки зрения, Азербайджан должен действовать более ответственно и отказаться от принципа 'все или ничего'.

Значит вы думаете, что Минская группа пока еще будет функционировать?

Да, она продолжит функционировать. Все три страны несут ответственность за стабильность и безопасность в регионе. Все три страны говорят каждый день о мирном урегулировании конфликта. Азербайджан хочет избежать этого формата, потому что это гарантия мира. В следующем году будет 20 лет с момента прекращения огня. Оно было поддержано без международных миротворческих сил благодаря также сопредседателям Минской группы, а также личному представителю действующего председателя ОБСЕ в офисе.

Какое послание хотели бы вы передать людям в Европейском Союзе касательно этого конфликта?

НКР является устоявшимся, демократическим государством, и я призываю всех посетить Арцах и увидеть реальную ситуацию. Нам также необходимы гуманитарные контакты между сторонами, которые помогут способствовать сокращению ненависти.

Должна ли быть Европа обеспокоена перспективой новой войны?

Конечно, они должны быть обеспокоены в некоторой степени, но есть факторы, такие как Минский формат и членство Армении в ОДКБ, которые делают войну менее возможной. Тем не менее, страны-сопредседатели, ЕС и ОБСЕ, должны осудить воинствующую и расистскую риторику, которая распространяет ненависть, потому как, если они этого не сделают, то они уменьшат возможность поддержания мира. 

Распечатать страницу