Интервью Министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна «Sky News Arabia»
19 июль, 2020Вопрос: Каковы причины недавних военных действий между Арменией и Азербайджаном?
Зограб Мнацаканян: Большое спасибо за возможность выступить сегодня в вашей программе. Причин много, но я думаю, что основная причина заключается в том, что 12-ого июля, предприняв нападение на Армению, Азербайджан вновь сделал попытку навязать Армении односторонние уступки в вопросе Нагорного Карабаха. Я думаю, что мы в который раз продемонстрировали, что есть только один способ решения нагорно-карабахского конфликта, он основан на устойчивом компромиссе между всеми вовлеченными сторонами — Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном.
Единственная преграда на пути к достижению прогресса в переговорах это максимализм, с которым Азербайджан подходит к вопросу мирного урегулирования. Ярко выраженные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации это непрекращающиеся агрессивная, враждебная, воинственная риторика руководства Азербайджана против Армении и армянского народа, исторические претензии на Армению и Арцах, применение силы и угроза применения силы.
Это новая попытка, но я думаю, что в очередной раз было самым ясным образом продемонстрировано, что не существует военного решения данного конфликта, что конфликт можно решить исключительно мирным путем. И я думаю, что обороноспособность Армении вновь была наглядно продемонстрирована. Мы по-прежнему привержены исключительно мирному урегулированию и будем отвергать военное решение в самой твердой и бескомпромиссной манере.
Вопрос: Прежде чем говорить о политическом и мирном урегулировании, я хотела бы спросить: если основной конфликт связан с Нагорным Карабахом, тогда почему на этот раз военные действия проходили в северо-восточной части армяно-азербайджанской границы?
Зограб Мнацаканян: Могу предположить, что это просчет со стороны Азербайджана, что, возможно, они думали, что оборона Армении уязвима на данном конкретном участке, и они могут проникнуть на территорию Армении на этом отрезке. Полагаю однако, они убедились, что обороноспособность Армении сильно повсюду, и что попытки дестабилизировать ситуацию, попытки распространить конфликт дальше за пределы Нагорного Карабаха и превратить его в полномасштабную войну с Арменией были предотвращены самым четким и решительным образом.
Вопрос: Как вы прокомментируете поддержку Турции Азербайджану? Эрдоган заявил, что они полностью поддерживают Азербайджан, а министр обороны Турции сказал, что они отомстят за потери азербайджанской армии во время столкновений.
Зограб Мнацаканян: Я не могу сказать, что мы были удивлены позицией Турции, являющейся дестабилизирующим фактором не только в нашем регионе, но и во всех соседних регионах. Мы были свидетелями подобных проявлений грубой силы, вторжений и вмешательств в другие соседние регионы, включая Восточное Средиземноморье, Северную Африку и Ближний Восток. Эта неоосманская политика Турции распространяется и на наш регион. Мы внимательно отслеживаем подобные высказывания. Один из пунктов в этом заявлении касается “исторической миссии” Турции в нашем регионе. Мы вынуждены напомнить, что эта миссия очень печальная и преступная миссия, которая хранит память Геноцида армян, совершенного в начале прошлого века.
Вопрос: По этой причине Турция поддерживает Азербайджан против Армении во время последних столкновений?
Зограб Мнацаканян: Как я уже говорил, это демонстрация силы и силовой политики в регионе, выявила их притязания, сущность их политики сеять нестабильность в нашем регионе. Эта крайне опасная региональная политика Турции никоим образом не способствует мирному урегулированию конфликта и никоим образом не способствует устойчивой стабильности в нашем регионе. Эта политика резко противоречит политике других партнеров и соседей, которые проявили большую уравновешенность и осмотрительность, осознавая что в нашем регионе не может быть мира за счет кого-либо из стран региона. Так что односторонний подход Турции, политика родства с Азербайджаном подпитывают нестабильность.
Вопрос: Считаете ли вы справедливым, что Турция оказывает военную помощь Азербайджану? Министр оборонной промышленности Турции заявил, что во время этих военных действий весь оборонный потенциал страны находится в распоряжении Азербайджана против Армении. Будет ли Армения обращаться за какой-либо международной и другой военной помощью?
Зограб Мнацаканян: Армения обладает средствами для обороны. Армения также сотрудничает с другими членами Организации Договора о коллективной безопасности. Армения сотрудничает со многими другими партнерами. Армения также взаимодействует с НАТО. Армения — страна, которая стремится к стабильности и отвергает любое военное решение, любой военный способ ведения политики в нашем регионе.
Мы будем решительно отвергать подобную политику и на дипломатическом фронте, и в политическом отношении, так же, мы, безусловно, будем готовы к обороне, однако любое расширение нестабильности военным способом, а также поиск военных решений будут иметь катастрофические последствия для всего региона. Это еще раз демонстрирует крайне неконструктивную и опасную политику Турции.
Вопрос: О роли России. Россия сейчас проводит учения в двух округах - северном и западном, Россия также выступает с посреднической миссией. Вы полагаетесь на Россию в прекращении военных действий?
Зограб Мнацаканян: Прежде всего, позвольте мне еще раз возвратиться к тому, каким путем мы пытаемся достичь мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мирное урегулирование является высшим приоритетом. Это происходит в рамках международно признанного формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ, куда входят Франция, США и Россия.
Россия очень конструктивно работает с двумя другими странами, чтобы найти приемлемое для всех заинтересованных сторон - Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана решение, основанное на компромиссе. Что касается Армении и Нагорного Карабаха, то мы всецело привержены решению, которое основано на компромиссе и тщательно продумано с учетом интересов безопасности, приоритетов всех сторон, и Россия очень внимательна в своей политике поиска исключительно мирных решений.
Мы весьма приветствуем эту политику и будем продолжать работать с Россией так же, как и с другими странами сопредседателями Минской группы ОБСЕ — Францией и США, для достижения исключительно мирного решения. Война — не является альтернативой. Это катастрофа для всего региона. Мы целиком и категорически отвергаем любое военное решение, любую вспышку военных действий либо войну в нашем регионе. Такова наша политика.