Интервью Министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна газете «Аль-Ахбар»
18 сентябрь, 2020Вопрос: Как вы оцениваете динамику двусторонних отношений между Арменией и Египтом?
Ответ: Действительно, развивающиеся армяно-египетские отношения основаны на взаимном уважении и особом родстве. Вы знаете, что первым из арабских государств, признавших независимость Республики Армения, был Египет, где и открылось первое дипломатическое представительство Армении на Ближнем Востоке. С момента обретения независимости нам удалось наладить многоплановое сотрудничество с нашими египетскими коллегами. Достаточно лишь отметить, что между нашими странами было подписано более 50 соглашений в различных сферах сотрудничества. Армяно-египетская межправительственная комиссия является эффективной площадкой для обсуждения вопросов двусторонней повестки, а также для обозначения перспектив дальнейшего укрепления и расширения отношений.
Нас обнадеживает отмеченная в последнее время позитивная динамика политического диалога. В то же время нам удалось обозначить перспективы развития торгово-экономических отношений в сферах информационных технологий, фармацевтики, творческого образования, сельского хозяйства и в других областях. Особое место в нашей повестке занимает обсуждение и согласование позиций по региональным процессам и вызовам.
Наше межгосударственное сотрудничество осуществляется успешно, и вместе мы добились значительных успехов. В то же время мы считаем, что необходимо придать новый импульс нашему сотрудничеству, чтобы привести его в соответствие с новыми международными и региональными реалиями, особенно когда мы сталкиваемся с аналогичными, если не идентичными, вызовами региональной безопасности. Сегодня мы, как никогда прежде, замечаем, что безопасность наших отличающихся друг от друга регионов Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки и даже Южного Кавказа, взаимосвязана.
Вопрос: Как Армения может оказать содействие Египту в подписании соглашения о свободной торговле с ЕАЭС?
Ответ: Армения выразила полную поддержку в стремлении Египта присоединиться к зоне свободной торговли ЕАЭС. И вчера во время совместной пресс-конференции с моим хорошим другом, Министром иностранных дел Египета Самехом Шукри, я подтвердил эту поддержку.
В январе 2019 года, когда стартовал первый раунд переговоров, Вице-премьер РА Мгер Григорян выразил нашу решимость поддержать дружественный Египет в присоединении к Соглашению о свободной торговле. Мы считаем, что все стороны извлекут выгоду из более глубокого сотрудничества в рамках вышеупомянутого торгового соглашения. Именно поэтому мы стремимся к скорейшему завершению всех процедур подписания соглашения.
Вопрос: Какую роль играет армянская община Египта в развитии отношений между Египтом и Арменией?
Ответ: Обосновавшись в разные исторические периоды в Египте, армяне внесли свой весомый вклад в развитие и процветание Египта.
В сложнейший период нашей истории, когда существование армянского народа находилось под угрозой, Египет наряду с рядом других арабских стран, принял тысячи армян, переживших ужасы геноцида в Османской империи. Мы никогда не забудем гостеприимство, оказанное в Египте нашим соотечественникам пережившим геноцид.
Сегодня поколения этих армян продолжают жить и творить в Египте, они внесли весомый вклад в становление и развитие государственных институтов Египта, и мы этим гордимся. Будучи преданными гражданами Египта, они в то же время наделены всеми необходимыми возможностями для сохранения своей национальной идентичности, языка и традиций. Мы, безусловно, глубоко признательны правительству и народу Египта за эти усилия и за защиту нашего народа.
Десятитысячная армянская община в Египте является связующим звеном между двумя дружественными странами. Наличие армянской общины стало благодатной почвой для развития межгосударственных отношений между двумя странами.
Вопрос: Каковы причины недавних столкновений между Арменией и Азербайджаном?
Ответ: Причин много, но главная из них заключается в том, что это была новая попытка Азербайджана силой или угрозой применения силы навязывать односторонние уступки Армении и Арцаху. И что еще важнее в этом отношении это то, что Азербайджан явно переоценил свои возможности, которые в настоящее время не соответствуют его хорошо известным целям.
Это была попытка азербайджанской стороны продемонстрировать военное преимущество над Арменией и Арцахом, которая явно провалилась. Июльские бои продемонстрировали способность Армении защищать себя, свое население и свои границы. Более того, июльские бои наглядно показали, что не может быть военного решения конфликта.
Вопрос: Какую роль Турция играет в эскалации конфликта между Арменией и Азербайджаном?
Ответ: Мы стали свидетелями дестабилизирующей роли Турции не только для нашего, но и для всех соседних регионов. Проекция силы и вмешательство в регион Южного Кавказа никоим образом не способствуют мирному урегулированию конфликта и региональному миру, безопасности и стабильности.
Во время июльских боев Турция была единственной страной, которая в одностороннем порядке поддерживала и поощряла максималистские подходы Азербайджана. Эта поддержка сопровождалась агрессивным отношением к Армении и армянскому народу.
Во-первых, Турция публично поощряет Азербайджан занять более жесткую позицию в отношении Армении и Арцаха, открыто выражая свою поддержку Азербайджану, в том числе в военном отношении.
Во-вторых, Турция заняла агрессивную позицию по отношению к Армении, начав широкомасштабные военные учения в непосредственной близости от Армении и Арцаха, которые сопровождались крайне провокационными действиями.
В-третьих, мы становимся свидетелями продолжающегося скопления турецких войск в Азербайджане, что усиливает и расширяет дальнейшее присутствие Турции.
В-четвертых, поступают сообщения о наборе иностранных боевиков-террористов в Сирии для их переброски в Азербайджан.
Нам хорошо известно об аналогичных действиях Турции в других регионах, которые причинили огромные страдания проживающим там народам, Поэтому мы должны проявлять большую бдительность, чтобы поддерживать и укреплять региональный мир и безопасность.
Вопрос: Как вы относитесь к заявлениям Турции о признании Геноцида армян Конгрессом США, Сенатом Франции и другими странами?
Ответ: Мы учитываем и должны учитывать тот факт, что политика Турции по отрицанию Геноцида армян потерпела неудачу, особенно в последнее время. Новая волна признания Геноцида армян ознаменовалась как преемственностью, так и изменением восприятия вопроса.
Эта борьба за правду, историческую справедливость и права человека продолжается десятилетиями на всех континентах. Однако появляется новое важное измерение в признании Геноцида армян - это политика Турции, представляющая угрозу безопасности для соседних регионов и народов. Никто не хочет, чтобы история повторялась; мы должны не только признать прошлое, но и предотвратить повторение новых массовых злодеяний сегодня и в будущем. Государство и его руководство, которое оправдывает геноцид и поддерживает террористические группировки, совершающие зверства на почве идентичности, представляет собой угрозу, которую необходимо четко определить как таковую.
Вопрос: Как бы вы прокомментировали обвинения Азербайджана о том, что Россия вооружает Армению?
Ответ: Армения и Россия союзники и наши отношения развиваются по логике, присущей союзническим отношениям. Россия также является основным поставщиком вооружений и военной техники в Азербайджан, поэтому эти обвинения необоснованны и неискренне.
Вопрос: Это ваш первый визит на Ближний Восток. Каковы ваши приоритеты в регионе?
Ответ: За прошедшие годы Армения установила прекрасные отношения со многими странами региона, с которыми ее связывают прочные исторические и культурные связи, в том числе и благодаря присутствию армянских общин в регионе.
Экономическое, образовательное и культурное сотрудничество является той важной платформой, которая объединяет наши народы с точки зрения общих ценностей, создания знаний и взаимного обогащения.
За эти годы Армения установила хорошие традиции гуманитарного сотрудничества в регионе. Ярким проявлением нашей готовности выстраивать безопасную среду являются наши миротворческие и гуманитарные миссии в регионе.
Наконец, безопасность на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе взаимосвязана. Поэтому нам необходимо укреплять сотрудничество в этой сфере, в том числе для противодействия транснациональным угрозам.