Интервью Министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна телевидению «SkyNews Arabia»
19 сентябрь, 2020Вопрос: Господин Министр, это ваш первый визит в Египет и арабский мир, где проживают тысячи армян. Учитывая исторические отношения между Арменией и арабским миром, каким вы видите будущее отношений между Египтом, Арменией и арабским миром?
Зограб Мнацаканян: Вы знаете, Ближний Восток, арабский мир - это естественная среда для армянского народа. У нас длинная история совместной жизни. Цивилизационная связь между нашими народами имеет очень глубокие корни. Думаю, у нас есть выдающиеся примеры взаимного уважения - в отношении культуры, цивилизации, религии. В международной повестке дня много говорится о диалоге цивилизаций и диалоге религий. Мы знаем это из нашей многовековой истории и построенных на прочном фундаменте традиций. И действительно, очень важной частью этого является присутствие армянского народа в этом регионе. Армянская община Египта внесла огромный вклад в укрепление дружбы между нашими странами. У нас очень интересная повестка дня с Египтом. Мы с нетерпением ждем встречи с президентом Египта в Армении.
Вопрос: Господин Министр, насколько мне известно, сегодня вы встречались с Генеральным секретарем Лиги арабских государств Ахмедом Абуль Гейтом. С этой точки зрения, как вы оцениваете координацию между Арменией и Лигой арабских государств, особенно в политическом плане?
Зограб Мнацаканян: Я считаю, что у нас есть довольно хорошие традиции сотрудничества с нашими партнерами по Лиге арабских государств, и для меня большая честь быть принятым Генеральным секретарем. У нас состоялся очень важный разговор по ряду вопросов, касающихся процессов на Ближнем Востоке, по которым у нас есть сформировавшиеся позиции, подходы, посредством которых мы показываем нашу заинтересованность и вовлеченность в вопросы, имеющие важное значение для Армении. Мы не можем оставаться равнодушными ко многим событиям на Ближнем Востоке по тем же причинам, о которых я уже упоминал - ставки очень высоки. Отношения с арабским миром чрезвычайно важны для Армении, они являются одним из важнейших направлений внешней политики Армении. Таким образом, мы не можем оставаться равнодушными ко всему этому и этот диалог - важная часть нашей работы. С Генеральным секретарем провели широкий обмен мнениями и наблюдениями по последним событиям. Конечно, есть много тревожных событий, и наша твердая заинтересованность в поддержании стабильности и мира остается непоколебимой. Мы будем работать со всеми нашими партнерами в этом направлении.
Вопрос: Как с этой точки зрения Армения оценивает мирное соглашение между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем?
Зограб Мнацаканян: Конечно, мы очень внимательно следим за последними развитиями событий. У нас очень важная повестка и отношения с ОАЭ. Недавно мы обеспечили физическое присутствие, открыв посольство в Израиле с резиденцией в Тель-Авиве; у нас есть различные вопросы с Израилем, и мы обсуждаем многие аспекты по ним. С ОАЭ у нас важная повестка сотрудничества и дружбы и очень динамичные отношения, которые мы очень высоко ценим. И, конечно же, у нас есть сформированная позиция по палестинскому вопросу, она остается неизменной и стабильной - мы поддерживаем решение палестинского вопроса путем переговоров и на основе принципа “двух государств”. И, конечно, мы внимательно следим за развитием событий. Мы считаем, что такой диалог, такой мирный процесс - единственный способ решить очень деликатные вопросы и конфликт с длинной историей. Мы надеемся, что подобное развитие событий со всей присущей ему чувствительностью будет способствовать интересам, озабоченностям и приоритетам всех сторон. Мы очень внимательно следим за этим и очень надеемся, что эти новые события будут способствовать миру.
Вопрос: Вы отметили "наша страна имеет достаточную силу для защиты национальной безопасности". Кому было адресовано данное заявление?
Зограб Мнацаканян: Нагорно-Карабахский конфликт для армян - вопрос экзистенциальной и физической безопасности наших соотечественников. Это вопрос, основанный на сильном сознании безопасности и праве народа Арцаха на самоопределение. Признание этих прав всегда было очень важным приоритетом наряду со стабильной средой безопасности для народа Нагорного Карабаха. Также то, что решение возможно только путем мирных переговоров на основе компромиссов. Компромисс подразумевает кропотливую работу, которая учитывает интересы всех сторон и находит тот важный баланс обязательств, который приводит к урегулированию.
Любой односторонний максималистский подход не может быть решением, поскольку, как я уже отметил, данный вопрос касается экзистенциальной безопасности, поэтому решительность защищать очень сильна. Тем не менее, мы очень ясно выразились на этот счет: этот конфликт не имеет военного решения. Мы очень обеспокоены дестабилизирующей политикой другого нашего соседа, Турции, которая выступает с позиций силы, агрессивной риторики и действий, которые зачастую носят дестабилизирующий характер. Эти действия проявляются оказанием значительной военной поддержки Азербайджану и укреплением там военного присутствия. Мы также получаем очень тревожную информацию о вербовке террористов из определенных районов Ближнего Востока, которые должны быть перевезены или уже перевезены в Азербайджан. Данная политика не приветствуется, это проекция влияния по всей протяженности соседства с Турцией. Мы обеспокоены, мы наблюдаем, мы следим за развитиями в Восточном Средиземноморье, Северной Африке, на Ближнем Востоке и видим проекцию влияния как проявление данной политики. Это не способствует миру, это очень дестабилизирующая политика.
Вопрос: Господин Министр, Вы отметили, что поведение Турции влияет на безопасность Южного Кавказа, Северной Африки и Восточного Средиземноморья. Как образом можно отреагировать на действия Турции?
Я думаю, вы знаете, что наша политика основывалась исключительно на серьезной работе в направлении достижения стабильности, и это достигается путем дипломатии, диалога, беседы, переговоров, но, к сожалению, мы становимся свидетелями отказа Турции от подобных подходов. Еще в 2009 году Армения пошла по очень серьезному и трудному пути, вы понимаете, что нация, которая является жертвой геноцида, осуществленного в Османской империи и которая до сих пор несет в себе очень глубокие рубцы отрицаемой справедливости, работала в этом направлении. Однако эти усилия были отвергнуты Анкарой: протоколы были отклонены Турцией и нынешней ее администрацией, а наша политика столкнулась с ложными обещаниями переговоров.
Конечно, это усилия, требующие сплочения и солидарности, и мы солидарны со всеми сторонами. У нас была возможность выразить это здесь, в Каире, в ходе наших встреч. Что касается Восточного Средиземноморья, то мы таким же образом, как и в случае с Грецией и Кипром, выражаем нашу солидарность с Египтом. Мы работаем по другим направлениям, чтобы быть полезным Ближнему Востоку, и только благодаря усилиям всех акторов региона, в том числе Турции, будет возможно конструктивно работать в направлении ослабления напряженности и решения на основе переговоров. Думаю, это касается всего международного сообщества с точки зрения консолидации возможностей для укрепления безопасности.
Вопрос: Господин Министр, у нас хорошие отношения с Ираном, и недавно Вы провели переговоры с Министром иностранных дел Ирана Зарифом.
Зограб Мнацаканян: Да, с Ираном у нас очень широкий диалог по многим вопросам международной и региональной повестки, и, конечно, один из важнейших принципов нашей внешней политики - не строить отношения с одним партнером за счет отношений с другим, вне зависимости от того, это касается Ирана или какого-либо другого партнера. Это фундаментальный концепт и нелегкая задача.
Вопрос: И последний вопрос, в рамках визита в Каир, вы встретились с Верховным имамом Ахмадом Мухаммадом Аль-Тайибом и Папой Александрии Тавадросом II. По вашему мнению, как можно построить отношения, основанные на мире и толерантности между последователями различных религий в целях создания более мирного и безопасного мира?
Зограб Мнацаканян: Думаю, что история Армении, история мирного сосуществования армянского народа с арабским миром и народами Ближнего Востока являются путеводителем, как строить отношения, основанные на взаимном уважении и заботе. Мы глубоко уважаем великую религию ислам, и у нас есть исторический опыт жизни с исламом.
Наша идентичность научила нас ценить и придавать важное значение истории других, мировоззрению и заботе, отрицая любые попытки политизации религии. Мы сталкиваемся иногда с таким проявлением в контексте Нагорно-Карабахского конфликта, когда становимся очевидцами попыток некоторых крайне безответственных политиков внедрить аргумент религии, что для нас абсурдно, потому что мы, как христиане, живем в гармонии с исламом. И Нагорно-Карабахский конфликт абсолютно не о религии.