Интервью министра иностранных дел Республики Армения Ара Айвазяна информационному агентству “Арменпресс”
03 декабрь, 2020Вопрос: Положения соглашения, подписанного 9 ноября руководителями России, Армении и Азербайджана, были неоднозначно приняты в разных слоях общества. Есть мнение, что в результате переговоров некоторые положения возможно сделать в более благоприятные для армян. Насколько возможен такой процесс?
Ара Айвазян: Мы должны четко констатировать, что трехстороннее заявление направлено на установление прочного перемирия в зоне нагорно-карабахского конфликта и размещение российских миротворцев в Арцахе. На данном этапе претворены осуществлены или находятся на стадии реализации некоторые положения данного заявления, которые в значительной степени были вне поля дипломатии. Как мы неоднократно отмечали, вопросы обеспечения интересов и прав армян Арцаха должны решаться в дипломатической плоскости в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ. И наша первоочередная задача - вернуть обсуждение этого вопроса в дипломатическое поле.
В настоящее время возник ряд новых вопросов, требующих безотлагательного решения, из них в качестве приоритета могу указать защиту прав наших соотечественников, находящихся в плену и скорейшее и безопасное их возвращение на родину, осуществление работ по обмену телами погибших и поиску пропавших без вести лиц, возвращение на родину перемещенных из Арцаха армян, создание соответствующих условий для их физической безопасности, восстановление и защита их прав, гарантированная защита армянского историко-культурного и религиозного наследия на оказавшихся под оккупацией Азербайджаном территориях Арцаха. В этом процессе мы активно сотрудничаем со всеми нашими международными партнерами.
В этом контексте мы предоставили детальную информацию не только о военных преступлениях, совершенных Азербайджаном во время агрессии против Арцаха, но и о прямом участии Турции в этой агрессии, а также непосредственном участии в военных действиях против Арцаха иностранных боевиков-террористов, завербованных Турцией с Ближнего Востока. У международного сообщества уже есть четкое представление о том, что армянский народ противостоял агрессии, развязанной этим альянсом (Азербайджан, Турция и международные террористы - прим. ред.). Тем не менее, министерству иностранных дел вместе с другими соответствующими органами Республики Армения с привлечением и участием международных партнеров предстоит проделать еще много работы.
Арцах- реальность на геополитической карте и замедление присутствия и непосредственного участия международных структур- неприемлемо. Наш принципиальный подход заключается в том, что социальные проблемы армян Арцаха и гуманитарный кризис в Арцахе должны быть разрешены на месте, чтобы обеспечить скорейшее возвращение к нормальной жизни.
Вопрос: В качестве приоритета для дипломатии Вы отметили наиболее волнующий в эти дни общество вопрос возвращения находящихся в плену наших соотечественников. В связи с этим общество выражает протест, утверждая, что государственные структуры бездействуют в этом вопросе. По сегодняшний день армянская дипломатия не сделала публичных заявлений по этому поводу.
Ара Айвазян: Да, Вы правы, мы были немногословны в этом вопросе, но ни в коем случае не бездействовали. Как вы знаете, действует межведомственная комиссия РА по вопросам пленных, удерживаемых лиц и пропавших без вести, которую возглавляет и координирует Министерство обороны РА. Переговоры по всем вопросам пленных, удерживаемых лиц и пропавших без вести велись по этому каналу. В эту комиссию включено также внешнеполитическое ведомство, имея четкий круг полномочий, которые в последние дни по нашей же инициативе расширились, непосредственно вовлекаясь в работу с МККК.
В связи с этим, учитывая тонкость вопроса и непосредственное отношение к жизни людей, я должен попросить у вас и ваших читателей понимания того, что не могу предоставить больше информации, чем то, что в направлении скорейшей адресации вопроса предпринимаются четкие шаги: в этом вопросе есть личная приверженность руководителей Армении, Азербайджана и России. Речь идет об уточнении списков пленных на данном этапе, а затем о задействовании механизмов обмена. Мы подтвердили свою приверженность принципу "все на всех" и ожидаем, что Азербайджан не создаст искусственных препятствий в этом вопросе.
Вопрос: На протяжении многих лет Республика Армения рассматривала 7 районов Нагорного Карабаха как зону безопасности для населения НКР, чтобы вести переговоры в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ. В сложившейся новой ситуации, когда они находятся под контролем Азербайджана, каковы будут приоритеты Армении в переговорном процессе и насколько вы придаете важность продолжению переговоров в рамках МГ ОБСЕ?
Ара Айвазян: Все права 150 тысяч жителей Арцаха должны быть полностью восстановлены и реализованы на своей исторической родине. В основе военных действий Азербайджана, осуществленных при открытой провокации и содействии Турции, лежат геноцидальные амбиции полного выселения армян Арцаха и лишения армянского народа родины, которые намечаются также в послевоенной риторике и логике развитий.
В контексте усилий, направленных на мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, я хотел бы однозначно подчеркнуть, что в основе конфликта лежит вопрос о праве народа Арцаха на самоопределение, которое не может быть решено с помощью военной силы. Армения выступила и продолжит выступать с позиций признания права народа Арцаха на самоопределение и международную безопасность.
Утверждения азербайджанской стороны о том, что конфликт разрешится иначе, безосновательны. Создается впечатление, что выступающий с подобными заявлениями президент Азербайджана еще не полностью осознает суть подписанного им же документа. Как однозначно следует из текста трехстороннего заявления и, как недавно подчеркнул российский президент, являющийся посредником в установлении режима прекращения огня, вопрос окончательного статуса Арцаха не урегулирован и является предметом дальнейших переговоров. В этом вопросе придерживаются того же мнения и другие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Нагорно-карабахский конфликт будет считаться урегулированным только в том случае, когда право народа Арцаха на самоопределение будет признано международным сообществом. В ходе войны у международного сообщества еще более укрепилось и углубилось восприятие, которое мы на протяжении 26 лет утверждали: вопрос Арцаха - вопрос коренного народа армян Арцаха на свободную и достойную жизнь на своей исторической родине. Наши контакты на всех уровнях в разных странах мира свидетельствуют о восприятии международным сообществом того, что Арцах не может находиться под юрисдикцией Азербайджана ни при каких обстоятельствах, что армяне Арцаха обладают всеми правами, которыми обладают все народы мира.
Вопрос: С первого дня начала войны обсуждается вопрос признания Республики Арцах Республикой Армения. Рассматривается ли сейчас вопрос признания независимости Арцаха?
Ара Айвазян: Признание Республики Арцах всегда рассматривалось не только в контексте статуса, но и в более широком региональном и международном контексте. Мы должны констатировать, что примененная грубая военная сила против народа Арцаха еще более укрепила опору признания права народа Арцаха на самоопределение, и в этом направлении мы становимся свидетелями некоторых новых подходов.
Вопрос: Как новоназначенный министр иностранных дел, каковы для Вас главные приоритеты внешней политики РА?
Ара Айвазян: Важнейшим приоритетом внешней политики Армении было и сегодня более чем когда-либо остается урегулирование Арцахского вопроса, которое также является одним из основ системы безопасности Армении. Всем ясно, что для страны, народа и государства сейчас кризисный период, и наша первоочередная задача - осуществить кризисное управление, цель которого на данном этапе, прежде всего, решить первоочередные вопросы всеобъемлющей безопасности и развития Армении и Арцаха во всех его направлениях.
Вопрос: Ожидаются ли изменения в центральном аппарате Министерства иностранных дел или в дипломатическом корпусе?
Ара Айвазян: Внешнеполитическое ведомство является профессиональной аполитичной структурой, в которой особое значение имеет сохранение института и институциональной памяти. В то же время внешнеполитическое ведомство не является статичной структурой, и естественно, у него своя логика развития, постоянного совершенствования и повышения профессионализма.