Интервью министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна телекомпании «Аль-Джазира»
30 апрель, 202428-29 апреля в рамках официального визита в Государство Катар министр иностранных дел Республики Армения Арарат Мирзоян дал интервью ведущей арабской телекомпании «Аль-Джазира» с полумиллиардной аудиторией. Интервью опубликовано на арабском и английском языках.
В интервью было озвучено видение Республики Армения по достижению долгосрочного мира в регионе и процессу урегулирования отношений с Азербайджаном, а также были представлены разработанный Правительством Республики Армения проект «Перекресток мира» и позиция Армении относительно ситуации в секторе Газа и урегулированию конфликта. Были также обсуждены вопросы, затрагивающие отношения Армении с Россией, ЕС и США.
Ниже представлено полное интервью.
Вопрос: Давайте поговорим об отношениях с Азербайджаном. Какова нынешняя ситуация после событий в Нагорном Карабахе?
Ответ (Арарат Мирзоян): Вы, наверное, знаете, что мы активно ведем мирный процесс с Азербайджаном, и армянская сторона искренне верит, что есть реальная возможность для установления прочного мира в нашем регионе, основанного на определенных принципах, например, взаимном признании территориальной целостности. Премьер-министр Армении и президент Азербайджана публично заверили, и мы неоднократно подтверждали, что в основе взаимного признания территориальной целостности и делимитации границы между двумя странами должна лежать Алма-Атинская декларация 1991 года. Иными словами, это документ, который был подписан одиннадцатью бывшими социалистическими республиками Советского Союза в 1991 году. В рамках этого документа подписанты признали, что административные границы между бывшими социалистическими республиками отныне являются международно признанными границами между уже независимыми странами. Таким образом, наша граница, взаимное признание территориальной целостности и процесс делимитации границы основаны на Алма-Атинской декларации, и это значит, что границы, существовавшие в 1991 году, должны быть воспроизведены на местах сейчас. Интересно, что совсем недавно главы соответствующих государственных комиссий по делимитации, а также вице-премьеры обеих стран пришли к соглашению, что делимитация должна осуществляться в соответствии с Алма-Атинской декларацией, как и регламент делимитации. Это один из принципов, и если нам удастся добиться упоминания Алма-Атинской декларации как политической основы делимитации и взаимного признания территориальной целостности в проекте мирного договора, по которому мы ведем переговоры, то мы сможем сказать, что мы очень близки к окончательному урегулированию.
Вопрос: Есть ли препятствия в процессе делимитации и реализации согласованных принципов? Есть ли препятствия для достижения этих соглашений с целью полного урегулирования отношений?
Ответ (Арарат Мирзоян): Проблема в том, что, несмотря на то, что наши лидеры неоднократно подтверждали взаимное признание территориальной целостности на основе Алма-Атинской декларации, о которой я только что упомянул, мы видим, что наши соседи по-прежнему воздерживаются от того, чтобы ссылаться на Алма-Атинскую декларацию в контексте мирного договора - более всеобъемлющего документа, который будет подписан двумя странами. Поэтому, как я уже сказал, как только мы придем к соглашению по этому вопросу в контексте мирного соглашения, мы будем очень близки к завершению.
Есть еще пара вопросов, например, разблокирование региональной транспортной инфраструктуры, которая тоже на повестке. В этом контексте важно знать, что Армения не только готова, но и заинтересована стать частью международных транзитных маршрутов, поэтому наше правительство выступило с инициативой «Перекресток мира». Мы верим, что, если коммуникации будут разблокированы, то это не только принесет экономическую выгоду странам региона, но и станет важным фактором регионального мира. Поэтому мы готовы разблокировать всю региональную транспортную инфраструктуру, в большей степени с Азербайджаном, но также и с Турцией, принимая во внимание, что этот проект поможет соединить Восток с Западом, Север с Югом. В случае реализации проекта он обеспечит еще один интересный способ соединения стран Персидского залива с Черноморским экономическим регионом. Согласно этой концепции, разблокирование должно происходить при полном уважении суверенитета и национальной юрисдикции стран, а также в соответствии с принципами равенства и взаимности.
Вопрос: Пересматривает ли Ереван на данном этапе свои отношения, альянсы и принадлежность к определенным региональным или международным форматам? Входит ли в повестку Армении членство в Европейском Союзе и НАТО?
Ответ (Арарат Мирзоян): Вы знаете, что за последние пару лет было несколько вторжений на суверенную территорию Республики Армения, а мы являемся членом ОДКБ: Организации Договора о коллективной безопасности, миссией которой является защита суверенных территорий и границ государств-членов. И когда вторглись на нашу территорию, мы не видели должных действий со стороны Организации, членом которой мы являемся. И еще надо помнить, что ОДКБ – это еще и военно-политический блок, который, как я уже сказал, призван защищать границы государств-членов. Отсутствие должной реакции вызвало ряд вопросов в армянском обществе, и мы не хотим быть частью неработающего механизма. Мы по-прежнему являемся членом ОДКБ, но надо работать над тем, чтобы все прописанные механизмы были рабочими: в этом есть необходимость.
Вопрос: Означает ли это пересмотр отношений с Россией?
Ответ (Арарат Мирзоян): Есть некоторые проблемы и некоторые вопросы в контексте армяно-российских отношений, и да, у нас есть диалог по этим вопросам, включая те, по которым нам необходимо достичь полного взаимопонимания, но я считаю, что сложности могут быть в отношениях между любыми странами. Однако наряду с программой демократических реформ и обеспечением должного уровня стабильности на границе между Арменией и Азербайджаном мы находимся в процессе углубления наших отношений с некоторыми другими странами и институтами: с Европейским Союзом, с Соединенными Штатами Америки. Они являются нашими основными партнерами с точки зрения демократических реформ, а также экономической диверсификации и т. д. Вот уже второй год присутствие гражданской наблюдательной миссии ЕС вдоль армяно-азербайджанской границы является одним из значимых факторов в этой ситуации.
Вопрос: Господин Мирзоян, израильская война в секторе Газа продолжается уже около шести месяцев. Каким образом Ереван следит за этой войной, каковы ее последствия?
Ответ (Арарат Мирзоян): Мы категорически против нападения на мирное население. Мы столкнулись с аналогичной ситуацией в Нагорном Карабахе, когда более 100.000 армян были вынуждены покинуть свою историческую родину, чтобы спасти жизни членов своих семей, поэтому мы решительно выступаем против нападения на гражданское население. Совсем недавно мы направили гуманитарную помощь для облегчения положения и страданий людей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Но мы всегда выступали за мирное разрешение конфликтов, а также решение давнего конфликта и палестинского вопроса на основе формулы двух государств. Помимо этого, мы готовы поддерживать защиту культурного и духовного наследия, в частности когда речь идет о письменном наследии: у нас есть всемирно известное хранилище рукописей, где мы можем при необходимости временно разместить рукописи, вывезти их из зоны конфликта, а затем вернуть, когда все уладится.
Вопрос: Господин Мирзоян, вы направили гуманитарную помощь в сектор Газа, а как насчет подхода Еревана к прекращению продолжающейся войны и выдвижению каких-то предложений по этому поводу? Обсуждаете ли вы это в определенных международных кругах?
Ответ (Арарат Мирзоян): Мы выступаем за мирное урегулирование и прекращение боевых действий, и, если официальный Ереван может помочь в этом контексте, мы более чем готовы.