Выступление министра иностранных дел Эдварда Налбандяна на пресс-конференции по поводу подведения итогов внешнеполитического года
14 январь, 2011Уважаемые журналисты,
Дамы и господа,
Прежде всего, поздравляю всех присутствующих с Новым годом и Рождеством, желаю, чтобы 2011 год был удачным для вас, ваших семьей, нашей страны.
Сегодня поводом для нашей пресс-конференции стало традиционное подведение итогов прошлого года во внешнеполитической области.
Вероятно, вы знакомы с интервью, которое я дал Общественному телевидению в конце прошлого года, где в некотором смысле уже подведены итоги внешней политики прошлого года. Стенограмма интервью помещена на сайте МИД, можете воспользоваться.
В своем слове я остановлюсь на важнейших событиях, а в отчете министерства, которое вам будет направлено после пресс-конференции, вы найдете более подробную информацию.
На основе внешнеполитических директив и поручений Президента Республики, деятельность Министерства иностранных дел в 2010 году была направлена на обеспечение благоприятных внешних условий для развития нашей страны, укрепление ее авторитета, повышение эффективности защиты интересов Республики и ее граждан за рубежом, представление позиций Армении на международной арене, углубление вовлеченности в международные организации и процессы, укрепление сотрудничества с дружескими странами, а также нормализацию отношений с теми странами, с которыми у нас есть проблемы.
Благодаря усилиям армянской дипломатии в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, стало более очевидным, что подходы РА созвучны позициям международного сообщества. Это было отражено в пятистороннем заявлении по нагорно-карабахскому урегулированию на Саммите ОБСЕ 1 декабря в Астане, заявлении руководителей стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в рамках Саммита Большой восьмерки 26 июня в Мускоке, декларации президентов Армении, России и Азербайджана от 27 октября в Астрахани, заявлении, принятом руководителями делегаций стран-сопредседателей Минской группы, в рамках встречи министров иностранных дел ОБСЕ, 17 июля в Алматы.
В течение года, Президент Республики посетил все страны – члены Совета безопасности ООН, встретился с главами этих государств.
2010 год ознаменовался еще большим укреплением армяно-российских союзнических, стратегических отношений, кульминацией чего стали государственный визит Президента России Д.А. Медведева в Армению, переговоры с Президентом С.А.Саргсяном, достигнутые в рамках визита договоренности и подписанные документы.
В 2010 году на качественно новый уровень поднялись отношения Армении с Соединенными Штатами. Состоялся визит президента Армении в Вашингтон, встреча с Президентом США Бараком Обамой. Госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила Ереван.
В прошлом году был дан старт переговорам по заключению Соглашения об ассоциированных отношениях с Европейским Союзом, что создаст новую прочную основу для сотрудничества между Арменией и ЕС. На этих переговорах был достигнут существенный прогресс. Сближение с европейской семьей продолжает оставаться одним из основных направлений внешней политики Республики Армения.
Продолжалось многоплановое сотрудничество с соседними Грузией и Ираном. С этими странами были обсуждены и подготовлены для осуществления проекты, имеющие стратегическое значение.
Политика Армении в направлении нормализации армяно-турецких отношений получила полное понимание и поддержку мирового сообщества.
Продолжались целенаправленные шаги для развития взаимовыгодного сотрудничества с странами Азии, особенно с Китаем, Индией и Японией.
В течение года предпринимались активные шаги для развития отношений с арабскими странами.
Прилагались усилия для расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами.
Армения была активно вовлечена в сотрудничество в рамках Организации договора о коллективной безопасности, в Ереване и Севане состоялись встречи глав государств-участников Организации.
Армения активно участвовала в деятельности Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭС, в процессах, имевших место в рамках этих организаций.
Успешно осуществлялась программа Индивидуального партнерства с НАТО. Армения продолжала принимать участие в международной миротворческой деятельности.
Наша страна активно участвовала в деятельности ООН и других международных организаций, была вовлечена в борьбу мирового сообщества против терроризма и других вызовов.
Укрепления стабильности, безопасности, мира и сотрудничества на Южном Кавказе являлось одной из приоритетных задач внешней политики.
Экономическая составляющая внешней политики продолжала занимать важное место в нашей дипломатической повестке, как на двусторонней основе с отдельными странами, так и многосторонней - с международными структурами и финансовыми институтами. В результате продолжающихся работ межправительственных торгово-экономических комиссий с десятками стран, были достигнуты договоренности о расширении дальнейшего экономического сотрудничества, определены новые программы.
Продолжалось международное сотрудничество в гуманитарной, областях культуры и образования.
Министерство иностранных дел оказывало содействие другим государственным структурам Армении в развитие внешних связей.
Состоялись многочисленные визиты, политические консультации, встречи и мероприятия на межведомственном и децентрализованном уровнях, были достигнуты договоренности, заключено около семидесяти международных договоров, которые могут стать хорошей основой для дальнейшего развития и углубления двусторонних и многосторонних связей.
Международное признание Геноцида армян было во внешнеполитической повестке. При содействии диппредставительств Армении в около сорока странах были организованы сотни мероприятий, приуроченные к 95-летию геноцида.
В 2010 году открылась Дипломатическая школа МИД, которая скоро даст свой первый выпуск.
Были внесены изменения в Закон о дипломатической службе, в министерстве были осуществлены структурные преобразования.
В прошлом году открылись посольства в 7 странах (Кувейт, Чехия, Испания, Япония, Бразилия, Ирак, Нидерланды).
Продолжались работы по формированию международного общественного мнения. Президент РА и министр иностранных дел выступали в авторитетных мировых политологических центрах, дали интервью передовым мировым средствам массовой информации.
Президент Республики осуществил 22 зарубежных визита, Армению посетили главы 6 государств. Председатель НС совершил 9 визитов за рубеж. Премьер-министр имел 8 зарубежных визитов, а Армению посетили главы 3-х иностранных правительств. Министр ИД совершил 24 визита в иностранные государства, Ереван посетили министры иностранных дел 14 государств и главы 5 международных организаций.
Благодаря активной и инициативной внешней политике, Армения продолжала укреплять свои позиции на международной арене в качестве предсказуемого и ответственного партнера.
Позвольте еще раз поздравить вас с прошедшими праздниками и пожелать плодотворного сотрудничества в новом, 2011 году.
Готов ответить на ваши вопросы.
Информационное агентство “Арминфо”, у меня два коротких вопроса. Указание премьер-министра Турции связанное с демонтажем памятника, символизирующего нормализацию отношений между Арменией и Турцией, и второй вопрос – о возможной трехсторонней встрече министров иностранных дел Армении, России и Азербайджана.
Эдвард Налбандян: Вместо того чтобы добавить новый камень в здание нормализации отношений, такого рода заявления и действия могут только навредить. Международное сообщество еще не забыло последних заявлений в этом контексте, а к ним добавляются новые.
Что касается возможной встречи в ближайшем будущем министров Армении и Азербайджана, то да, по инициативе министра иностранных дел России, такая встреча запланирована на 24 число этого месяца в Москве. Возможно, что в начале следующего месяца состоится также встреча с сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Агентство Панармениан.нет, господин министр, как вы думаете азербайджанская истерика может ли испугать людей которые посещают Нагорный Карабах, спасибо.
Эдвард Налбандян: Прежде всего, хочу поприветствовать всех тех, кто посещает Арцах, несмотря на то, что азербайджанцы призывают не ехать, не видеть и принимать на веру все, что они рассказывают о Карабахе, а если поедете, объявим вас персонами нон-грата. Несмотря на эту непонятную позицию, как журналисты, так и деятели культуры и политики посещают Карабах, чтобы своими глазами увидеть правду о нем. Азербайджан стремится скрыть собственную ложь, свои фальсификации о Карабахе, преступления, совершенные в Карабахе. Почему они не позволяют посещать Нахиджеван, который находится под их контролем? Может потому, что не хотят показывать разрушенные армянские хачкары, памятники армянской культуры. То огромное армянское культурное наследие, которое оставлено в Нахиджеване. Может быть те, кто посетят Нахиджеван, спросят, «где этот народ и почему его здесь нет»?.
Не думаю, что такая политика перспективна и способна дать Баку какой-либо положительный результат.
Общественное радио, господин министр, в своем слове Вы отметили, что в прошлом году были открыты посольстве в ряде стран, в частности в Ираке. Что можно сделать для развития отношений с Ираком?
Эдвард Налбандян: Можно приветствовать, что в декабре парламент Ирака единогласно утвердил состав правительства во главе с Нури аль-Малики и это правительство предпринимает возможные шаги для установления стабильности и восстановления страны. В этом контексте, Армения заинтересована в участии в восстановлении Ирака. И открытие посольства Армении будет служить именно этой цели. Об этом мы говорили во время встречи с министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари еще в сентябре 2010 г., об этом говорил и наш новоназначенный посол в Багдаде с высшим руководством Ирака и во время поездок по регионам Ирака.
Республика Армения, господин министр, идет референдум о независимости Южного Судана и есть мнения, что это приведет к возникновению независимого государства. Каково Ваше мнение о референдуме и возможном прецеденте для Нагорного Карабаха? Спасибо.
Эдвард Налбандян: Видите ли, у Карабаха нет нехватки в прецедентах. Это просто один из последних примеров, так как если взять 192 стран-членов ООН, то большинство из них могут служить примером и прецедентом для самоопределения Нагорного Карабаха. То, что происходит в Южном Судане еще раз продемонстрировало, что невозможно препятствовать процессу самоопределения, действуя против воли народа или путем насилия или уничтожения народа. Еще одно доказательство и ясная демонстрация того, каким путем идет международное сообщество.
“Жаманак”, Эмма Габриелян, господин Налбандян, Вы уже отметили, что официальный Ереван, после Саммита в Астане, заявил, что подходы Армении в вопросе Нагорного Карабаха созвучны с позицией международного сообщества. Между тем известно, что международное сообщество принимает за основу объявленные тремя президентами в л'Аквиле 6 принципов, один из которых – возврат оккупированных территорий вокруг Карабаха. Для Армении, для официального Еревана, этот подход приемлем или нет?
Эдвард Налбандян: Я не раз говорил, повторю еще раз. Сегодня на столе переговоров находятся три принципа и шесть элементов. Эти шесть элементов являются теми основными нормами, которые были предложены сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Мадридском документе. Что заявляет международное сообщество, международные посредники, что говорит Армения? Международное сообщество, посредники и, как Вы отметили, президенты стран-сопредседателей Медведев, Обама и Саркози в л'Аквиле, а также в мускокском заявлении, говорят, что эти принципы, эти элементы разработаны как единое целое и предложены как таковые и вычленять один принцип или одну норму от других неприемлемо и навредит урегулированию. Что говорят Азербайджан, Армения? Армения говорит, что эти принципы мы принимаем как основу переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, принимаем как единое целое и согласны с мнением, что нельзя отдавать предпочтение одному принципу над другим, одной норме над другой. Что говорит Азербайджан? Если можете, скажите, что говорит Азербайджан? Думаю, азербайджанцы сами не понимают, что хотят сказать. Говорят «да, но…», «да, но наверное нет…», еще что-то. Ведь нужен простой ответ - «Да или Нет». Вот – международное сообщество и Армения говорят то же самое. Если хотите, я могу озвучить эти три принципа и 6 элементов: тремя принципами являются неприменение силы и угрозы силой, право на самоопределение и принцип территориальной целостности. Шестью нормами являются определение окончательного статуса Нагорного Карабаха путем прямого волеизъявления населения, что будет иметь обязательную правовую силу. Вторая, определение промежуточного статуса Карабаха до процесса волеизъявления. Что означает промежуточный статус? Что после этого у Карабаха будет окончательный статус. Промежуточный статус должен предусматривать все, что сегодня имеет Нагорный Карабах, но этот статус должно принять и международное сообщество. Третья - бесперебойная связь между Арменией и Нагорным Карабахом. Четвертая - возвращение всех беженцев и перемещенных лиц, когда будут соответствующие международные гарантии безопасности. Пятая - международные гарантии безопасности, включая и так называемую миротворческую операцию вокруг Карабаха. Шестая - возвращение территорий. Речь идет о возврате территорий. Да, Армения все эти принципы и нормы признает как основу для переговоров, как единое целое для достижения продвижения и прогресса в этом процессе. Азербайджанцы, фактически, из трех принципов принимают только один и тот только с собственным толкованием – принцип территориальной целостности, а из шести элементов принимают тоже только один - возвращение территорий, опять-таки с собственными комментариями, говоря, что только после возврата территорий будут готовы обсуждать другие принципы и элементы. Именно поэтому главы делегаций сопредседателей МГ ОБСЕ в Алма-Ате выступили с заявлением, что разделение принципов и норм неприемлемо. В Астане об этом напомнила так же госсекретарь Хиллари Клинтон, в своем выступлении от имени стран-сопредседателей. Да, то, что говорят сопредседатели, а сопредседатели выражают мнение мирового сообщества, так как имеют международный мандат посредника, созвучно с позицией Армении.
Вопрос: Господин министр, будут ли в 2011 году изменения в политике официального Еревана в вопросе нормализации армяно-турецких отношений, учитывая турецкую тактику и политику? И второй вопрос – Вы были единственным официальным лицом, чьей персональной отставки в течение всего года требовала одна политическая сила. Боитесь ли Вы потерять свою должность в результате кадровых перестановок? Благодарю.
Эдвард Налбандян: Знаете, если какое-либо должностное лицо каждый день будет переживать по поводу того, что его могут уволить, тогда лучше вообще не работать и не брать на себя ответственность за сферу. Считаю естественным, что мнения могут быть разные, могут быть недовольные. Если ты уверен в том, что делаешь, и руководство страны поддерживает это, значит надо с уверенностью продолжать вести эту политику.
Что касается армяно-турецких отношений, Армения не нуждается в этом. Армения всегда делала то, что говорила, и говорила то, что делала. Если чья-то позиция и нуждается в изменении, то это Турции, которая после подписания соответствующих протоколов в сентябре 2008 году стала вести ту же политику, что и до начала процесса. То есть страна вернулась к языку предусловий, которую использовала еще до начала процесса. Значит это Турция, и все международное сообщество ждет, что Турция изменит свою политику, ратифицирует протоколы без предусловий, будет уважать договоренности, чтобы стало возможно идти вперед и урегулировать отношения. Этого от Турции ждет весь мир, все международное сообщество. А об Армении говорится, что свою часть пути она уже прошла, что Армения сделала все от нее зависящее, и сегодня Турция должна предпринять равнозначные шаги.
Вопрос: Господин министр, Азербайджан постоянно выступает в международных структурах с антиармянскими заявлениями. Какие шаги Вы предпринимаете и какие результаты они дают? И второй вопрос, в публикациях Wikileaks никаких скандалов вокруг Армении не было. Их нет или они не публиковались? Благодарю.
Эдвард Налбандян: Думаю, как в своем вступительном слове, так и в ответах, я четко отметил, что сегодня подходы Армении к урегулированию вопроса Нагорного Карабаха, разделяются международным сообществом. Это является результатом в том числе и нашей политики. Те, как Вы сказали, атниармянские заявления Азербайджана – к каким результатам они привели? Их позиция созвучна позиции международной общественности? Нет, в отличие от позиции Армении. Таков ответ на Ваш вопрос.
Что касается Wikileaks, думаю это не пустые слова, когда мы говорим, что Армения всегда делает то, что говорит, и говорит то, что делает.
Tert.am: Господин министр, Вы обратились к реакции международного сообщества, но Баррозу кажется сегодня заявил, что они поддерживают территориальную целостность Азербайджана и желают, чтоб эта целостность сохранилась. Как Вы это прокомментируете?
Эдвард Налбандян: Во-первых, Вы должны ознакомиться с тем, что говорил Баррозу на сайте Евросоюза, а не азербайджанских средств массовой информации. Во-вторых, ван Ромпуй, от имени Евросоюза, объявил в Астане позицию Евросоюза, согласно которой поддерживаются предложенные сопредседателями для урегулирования нагорно-карабахского конфликта принципы и нормы. Такова позиция Евросоюза и она созвучна нашей.
Ноян Тапан- Highlights: Господин министр, хотел бы задать вопрос, непосредственно входящий не в компетенцию министерства иностранных дел, но парламента. Но МИД также не может быть безразличным. Какова позиция армянской стороны по поводу возможной деятельности так называемой карабахской комиссии ПАСЕ, в то время как, казалось бы, эта комиссия, не претендуя заменить Минскую группу, собирается служить как форум для армяно-азербайджанского диалога, а армянская сторона принципиально противостоит этому. Не удивительна ли такая позиция, особенно если учесть, что в свое время армянская сторона кажется была сторонницей создания этой комиссии?
Эдвард Налбандян: Армения, и не только Армения, но и посредники, являются сторонниками сохранения того формата, который существует для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это формат Минской группы сопредседателей и об этом не раз заявляли и страны-посредники и Армения. И любые попытки перенести процесс в другой формат, в другую плоскость, думаю, не принесут пользы.
Кажется вчера, министр иностранных дел России Лавров, представляя внешнюю политику России, в своем вступительном слове говоря о Нагорном Карабахе, сказал, что главное “не навредить” этому процессу. И все согласны с мнением, что попытки перенести процесс в другую плоскость вряд ли будут полезны.