Выступление министра иностранных дел Эдварда Налбандяна и ответы на вопросы журналистов в ходе совместной со Штефаном Фюле пресс-конференции
29 апрель, 2011Добрый день, уважаемые коллеги!
\n
\nС теплотой приветствую прибывшего в Ереван комиссара ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле и возглавляемую им делегацию. Сближение с семьей европейских народов является одним из приоритетных направлений внешней политики Армении, и я с удовлетворением должен отметить, что из года в год это сотрудничество расширяется и укрепляется.
\n
\nПостоянный политический диалог между Арменией и Евросоюзом, регулярные встречи на высоком уровне, совместные усилия, в том числе реформы, направленные на развитие торгово-экономических отношений способствуют углублению всестороннего сотрудничества.
\n
\nСтарт Восточного партнерства придает дополнительный импульс развитию наших отношений. Сегодня мы обратились к переговорам по Соглашению об ассоциации. С удовлетворением должен отметить, что уже закрыто 16 глав переговоров.
\n
\nВместе с комиссаром Фюле, мы подчеркнули важность облегчения передвижений граждан Армении и ЕС, отметили, что уже предприняты необходимые шаги для начала переговоров по упрощению визового режима. Армения ожидает дальнейших шагов ЕС.
\n
\nПредприняты шаги также для старта переговоров по установлению глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
\n
\nС господином Фюле мы обсудили региональные вопросы, карабахский конфликт. Здесь мы разделяем мнение ЕС, что мирному урегулированию альтернативы нет, что конфликт должен быть урегулирован в рамках Минской группы ОБСЕ, без применения силы или угрозы силой, на основе принципов самоопределения народов и территориальной целостности.
\n
\nПодводя итоги, еще раз отмечу, что наше сотрудничество проходит успешно и, я уверен, что этот визит придаст новый импульс развитию наших отношений.
\nПрошу, господин Фюле.
\n
\n(В добавление к речи Ш. Фюле)
\nПока мы не перешли к вопросам, я бы хотел добавить, что вчера вечером на линии соприкосновения азербайджанским снайпером был убит еще один солдат – Вазген Бахшян. Я бы хотел выразить соболезнования членам его семьи, родственникам и друзьям. Конечно, такие убийства и провокации на линии соприкосновения никоим образом не способствуют переговорному процессу. В Сочи было принято важное решение о создании механизмов расследования подобных инцидентов и провокаций и, я надеюсь, эти механизмы станут важным инструментом для предотвращения таких случаев, что будет способствовать продолжению переговорного процесса. Последние переговоры дают определенную надежду на прогресс в мирном урегулировании.
\n
\nВопрос: Господин министр, недавно прошло сообщение, что азербайджанские власти запретили послу США в этой стране Метью Брайзе посетить армянское кладбище в Джульфе. Как Вы прокоментируете этот шаг азербайджанцев?
\n
\nОтвет: Если не позволяют, значит, им есть что скрывать. По той же причине, уже на протяжении почти 6 лет азербайджанцы не позволяют представителям международных организаций посещать Нахичеван. Мы, и не только мы, но и все международное сообщество, еще в 2005 году стали свидетелями того, как азербайджанцы пытаются уничтожить армянское культурное наследие в Нахичеване, и не только уничтожают культурное наследие, но и пытаются стереть все следы армянского присутствия в Нахичеване. А что они скажут потом? Скажут, что со времен Ноя это была земля их предков? Но кто им поверит? Даже из крупных специалистов по долмe далеко не каждый поверит подобным удтверждениям.
\n
\nВопрос: Господин министр, недавно министр иностранных дел Турции дал интервью одному из армянских СМИ, где он обратился к армяно-турецким отношениям и заявил о готовности Турции к нормализации этих отношений. Это какой-то импульс Еревану со стороны Турции?
\n
\nОтвет: К сожалению, я не думаю, что это содержит какой-либо положительный импульс. Кроме тех «ля-ля», которые имели место в этом интервью, прямо или опосредственно вновь прозвучали предусловия для ратификации протоколов. Этим Турция не только продолжает проявлять неуважение к взятым на себя обязательствам, но и противопоставляет себя позиции международного сообщества созвучного с позицией Армении, которое заключается в ратификации армяно-турецких протоколов без предварительных условий. Куда можно идти, куда можно прийти с таким подходом? Не думаю, что что такой подход куда-нибудь приведет.