Совместная пресс-конференция министров иностранных дел Армении и Швеции Эдварда Налбандяна и Карла Бильдта

14 июнь, 2011

Эдвард Налбандян: Здравствуйте. Я рад приветствовать моего шведского коллегу Карла Бильдта, находящегося в Армении с официальным визитом. Мы придаем большое значение развитию отношений со скандинавским регионом, в частности со Швецией.

У нас была возможность вчера вечером начать переговоры, продолжить сегодня, и мы обсудили широкий круг двусторонних, региональных и международных вопросов.

Мы затронули отношения Армения – Европейский Союз, в частности в рамках Восточного партнерства, одним из архитекторов которого является Швеция.

Детально обсудили ход переговоров по заключению Ассоциативного соглашения, процесс упрощения визового режима, подготовительные работы по созданию всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Мы коснулись также вопросов расширения договорно-правовой базы наших отношений, отметили важность активизации политического диалога, экономического, культурного и межпарламентского сотрудничества.

Мы обсудили процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы, и сошлись во мнении, что мирное урегулирование вопроса не имеет альтернативы.

А теперь с удовольствием передаю слово моему коллеге.

Прошу, Карл.

Вопрос: Мой вопрос адресован Вам, господин Министр. На прошлой неделе во время встречи с Вами Мирослав Лайчак заявил, что осенью этого года начнутся переговоры по упрощению визового режима. На данный момент есть ли график того, как будут продвигаться эти переговоры, когда завершаться и какое упрощение визового режима ожидается?

Эдвард Налбандян: Ожидается, что уже в сентябре будет дан мандат для началапереговоров об упрощении визового режима. Конечно, еще не начав переговоры, мы не можем говорить об их завершении, но думаю, что можем быть уверены, что переговоры будут продвигаться быстрыми темпами, предусматривая упрощение визового режима для граждан 16 категорий – журналистов, спортсменов, для тех, кто отправляется с целью образования, лечения, научного обмена. Целью следующей фазы будет либерализация визового режима, то есть его полная отмена.

Вопрос: Мой вопрос адресован господину Налбандяну. Господин министр, как известно, во время последней встречи с сопредседателями президент Нагорного Карабаха Бако Саакян заявил, что без непосредственного вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс невозможно решение вопроса. В какой фазе предусмотрено вовлечение Нагорного Карабаха в переговорный процесс? И второй вопрос, действительно, перед встречей в Казани звучат очень оптимистические заявления. По-вашему мнению, может ли быть подписан какой-то документ в Казани или нет. Спасибо.

Эдвард Налбандян: Во-первых, отмечу, что я полностью согласен с тем, что сказал президент Бако Саакян. Невозможно перейти ко второму этапу переговоров, если со стороны Нагорного Карабаха не будет согласия по основным принципам. На втором этапе предусмотрена разработка соглашения по урегулированию, и однозначно Нагорный Карабах должен принять участие в этих работах.

Для нас основа мирного урегулирования – это то, что народ Нагорного Карабаха хозяин своей судьбы. Что же касается предстоящей встречи в Казани, вы знаете, что министерство иностранных дел распространило пресс-релиз после трехсторонней встречи, прошедшей в Москве на уровне министров, в котором отмечается, что сторонам удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов и если эта позитивная тенденция сохранится и в Казани, то в переговорах по карабахскому урегулированию возможен прогресс.

Я хотел бы прокомментировать предыдущий вопрос, адресованный моему шведскому коллеге, о том, что даже после Довилья продолжают звучать воинственные заявления, азербайджанские высокопоставленные лица говорят о последнем шансе мирного урегулирования и тому подобное. А кто мешает азербайджанцам использовать этот шанс? А относительно воинственных заявлений, могу напомнить, что Довильское заявление призывает подготовить народы к миру, а противоположное действие будет осуждено мировым сообществом. Об этом говориться в заявлении президентов России, Соединенных Штатов и Франции.

Вопрос: Господин министр, мой вопрос адресован Вам. Во-первых, уточнение предыдущего вопроса, на основе Вашего ответа можем ли мы сделать заключение, что в Казани ожидается завершение первой фазы, так как Вы говорили о старте второй фазы с участием Карабаха? И мой вопрос. Недавно министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров говорил о договоренности по размещению миротворцев, отметив, какие страны не смогут участвовать – страны сопредседатели Минской группы и региональные страны. Если Вы утвердите, что была достигнута подобная договоренность на основе этого принципа, то какие страны смогут участвовать и когда будут дислоцированы миротворцы? Спасибо.

Эдвард Налбандян: Думаю, я уже сказал, что мы сможем считать первую фазу завершенным, когда у нас будет возможность перейти ко второй фазе, когда не только Армения и Азербайджан, но и Нагорный Карабах даст свое согласие по основным принципам. Что касается миротворческих сил, то я уже сделал комментарий в это связи. Среди шести пунктов заявлений президентов России, США и Франции в Аквиле и Мускоке есть пункт о проведении миротворческой миссии вокруг Карабаха. Но за последние три года детали по этому вопросу не обсуждались. Если не обсуждались, то никакая договоренность не была достигнута.
 

Распечатать страницу