Речь Министра иностранных дел Эдварда Налбандяна и ответы на вопросы журналистов о внешней политике на итоговой пресс-конференции года

16 январь, 2012

Здравствуйте, уважаемые журналисты!

На основе внешнеполитических ориентиров и инструкций Президента Республики Армения, в 2011 году деятельность министерства иностранных дел Армении была направлена на укрепление внешнего элемента безопасности, обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, обеспечения защиты интересов Армении и его граждан за рубежом, укрепление авторитета страны, развитие экономического сотрудничества и торгово-экономических связей, представление позиций Армении на международной арене, углубление вовлеченности в международных организациях и процессах и укрепление сотрудничества с дружескими государствами и странами партнерами.

2011-ый год, ознаменовавшийся 20-летием независимости стал своеобразным тестом с точки зрения подытоживания достижений внешней политики.

Дипломатические представительства РА за рубежом организовали многочисленные мероприятия, посвященные упомянутому юбилею.

В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, 2011 год снова подтвердил зарегистрированное в последние годы созвучие позиций Армении и международного сообщества, а развитие событий подтвердило точность и эффективность выбранной тактики. Свидетельством этого являются заявление, принятое 5-ого марта на встрече глав России, Армении и Азербайджана в Сочи, совместное заявление президентов России, США и Франции 26-ого мая в рамках саммита Большой восьмерки в Довиле, встреча президентов России, Армении и Азербайджана 24 июня в Казани, а также совместное заявление глав делегаций стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министров иностранных дел Армении и Азербайджана на заседании Совета министров ОБСЕ в Вильнюсе 6-ого декабря.

Прошедший год был отмечен еще большим укреплением армяно-российского стратегического и союзнического взаимодействия, которое ознаменовался первым за двадцатилетнюю историю двухсторонних отношений государственным визитом Президента Армении в Российскую Федерацию, который своим уровнем и содержанием подтвердил прочность и глубину союзнических отношений.

Дружественное партнерство с Соединенными Штатами было поднято на качественно новый уровень, были продолжены развитие всестороннего сотрудничества и визиты на высоком уровне.

Более углубились и укрепились традиционные тесные и дружественные отношения с Францией. В 2011 году состоялся государственный визит президента Франции в Армению, который был историческим и по своему значению, и по результатам.

Был зафиксирован прогресс в отношениях с европейскими странами, что ознаменовалось взаимными визитами на высоком уровне, активизацией политического диалога, экономического сотрудничества и культурных обменов.
Был зафиксирован серьезный прогресс в процессе сближения с Европейской семьей. Удачно продвигались переговоры по заключению Соглашения об ассоциации, Европейский совет утвердил мандат по переговорам об упрощении визового режима. Был достигнут важный прогресс в подготовительных работах по началу переговоров о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговой.

Многовековые дружественные отношения с непосредственными соседями Армении – с Грузией и Ираном последовательно развивались.
Вновь подтвердилась поддержка международного сообщества принципиальной позиции Армении по нормализации армяно-турецких отношений без предусловий, а деструктивные подходы Турции удостоились соответствующего отношения со стороны международного сообщества.
Продолжилось взаимовыгодное сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, эффективное участие в программах в рамках СНГ, сотрудничество с ЕврАзЭс.

Партнерство с Китаем, Индией и Японией получило новый импульс.
Несмотря на события в ряде арабских стран, были предприняты шаги по поддержанию нормальных отношений с арабским миром.
Многообещающие развития были зафиксированы по азиатскому и латиноамериканскому направлениям.

Расширилась география взаимных визитов на высоком уровне, а также их эффективность, которая отразилась в достигнутых договоренностях и подписанных более ста двадцати договорах и других документах.
Продолжились регулярные контакты с государствами - постоянными членами Совета безопасности ООН.

Состоялись взаимные визиты с Грецией, Швейцарией, Италией, Кипром, Украиной, Польшей, Грузией, Латвией, Словенией, Сербией, Ливаном, Литвой, Ираном, Бразилией, Норвегией, Китаем, Индией, Аргентиной, США, Германией, Великобританией, Швецией, Беларусью, Чехией, Данией, Ирландией, Австрией и другими странами.

Президент Республики совершил 25 зарубежных визитов, Армению с визитами посетили главы 7 стран. На уровне спикера парламента состоялись 8 взаимных визитов, премьер-министра – 12 визитов. Министр иностранных дел совершил 39 зарубежных визитов, Армению с визитами посетили 14 министров иностранных дел и глав международных организаций.

Армения не только была активно вовлечена в процессах в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, являющийся важным составляющим нашей безопасности, но и выступала с инициативами, направленными на укрепление организации.

Успешно развивалось сотрудничество с НАТО в рамках Плана действий индивидуального партнерства (ПДИП) и других форматах.
Армения расширила свое участие в международных операциях по поддержанию мира.

В рамках многосторонней плоскости продолжались эффективное участие в деятельности ООН и других международных организаций, активное участие в области защиты прав и основных свобод человека, борьбы международного сообщества с терроризмом и другими вызовами.

Экономическая составляющая имела важное место в повестке дня внешней политики. Развивались экономические отношения как на двустороннем уровне, так и с международными структурами и финансовыми институтами. С непосредственным участием и координацией МИД состоялись десятки заседаний межправительственных комиссий и бизнес форумы.
Продолжилось международное сотрудничество в культурной, научной и образовательной сферах.

МИД активно поддерживал реализацию инициатив и проектов Министерства диаспоры, укрепление связей между Арменией и Диаспорой.
Министерство иностранных дел содействовало и координировало развитие внешних связей других государственных структур Армении.
Во исполнение указа Президента о создании государственной комиссии по организации мероприятий в связи с столетней годовщиной Геноцида, МИД-ом и дипломатическими представительствами РА были инициированы соответствующие работы.

Принятие Французским национальным собранием закона о криминализации отрицания геноцидов явилось важным шагом в борьбе против отрицания Геноцида армян.

В августе с участием Президента республики состоялось совещание руководителей центрального аппарата МИД и глав дипломатических миссий.
В 2011 году первые слушатели окончили Дипломатическую школу МИД, лучшие из которых пополнили ряды дипломатической службы.

Поднялся международный авторитет Армении в качестве надежного партнера, увеличилось число позитивных публикаций об Армении в зарубежных СМИ. Президент и министр иностранных дел РА имели около 60 интервью и выступлений в ведущих политологических центрах мира и в международных СМИ.

Спасибо.

Вопрос: Господин министр, различные СМИ сообщают, что в ближайшее время предусматривается встреча президентов России, Армении и Азербайджана. Насколько эти сведения соответствуют действительности, и не думаете ли вы, что это будет последней встречей в таком формате? Спасибо.

Ответ: Да, договоренность о трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана существует. О месте и времени будет сообщено в разумных сроках, когда стороны посчитают удобным. Что касается этого формата, то он доказал свою жизнеспособность и эффективность, и я думаю, я уверен, что встречи в этом формате продолжатся.

Вопрос:
Господин министр, мой вопрос касается растущей напряженности вокруг Ирана, связанной с усилением санкций Запада. Как вы охарактеризуете ситуацию, и в случае возможной военной угрозы, каков будет подход Армении? Спасибо.

Ответ: Вы знаете, что Армения всегда выражала и выражает свою позицию о решении всех вопросов, связанных с Ираном и ядерной программой Ирана, мирным путем, посредством диалога и переговоров. И мы заявили об этом в ходе визита президента Исламской Республики Иран в Армению в декабре прошлого года, и сегодня можем подтвердить то, о чем было заявлено в ходе данного визита.

Вопрос: Г-ин министр, в течение прошлого года была достигнута договоренность о расследовании инцидентов на линии соприкосновения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Почему она еще не притворена в жизнь?

И второй вопрос: законопроект о криминализации отрицания геноцидов, который был принят Национальным собранием Франции, будет обсужден также в Сенате. Как Вы прокомментируете звучащие в Турции заявления относительно этого? Спасибо.

Ответ: Начнем со второго вопроса. Во-первых, отмечу, что Армения на уровне высшего руководства выразила свою глубокую признательность руководству Франции, Национальному собранию, народу Франции после принятия соответствующего законопроекта в Национальном собрании Франции. Сегодня этот проект закона включен в повестку заседания Сената.

Аргументы, которые звучат с турецкой стороны против принятия данного закона, мягко говоря, являются слабыми и беспочвенными аргументами.

Когда говорят, что этот процесс или этот закон может препятствовать, помешать нормализации армяно-турецких отношений, во-первых, одно с другим не связано, а во-вторых, если что-то мешает нормализации армяно-турецких отношений, то это поведение турецкой стороны, которое известно международному сообществу, и именно по этой причине говорится, что мяч находится на турецкой стороне.

А те аргументы, что якобы в Турции есть некие экономические интересы и Турция может сыграть определенную роль в тех или иных региональных вопросах, и если данный законопроект будет принят, то может воспрепятствовать им. Думаю, что от этого слегка пахнет коррупцией. Это не только шантаж, а они хотят чем-то подкупить.

Однако, во-первых, этот законопроект принимается во исполнение рамочного решения Совета ЕС от 28-го ноября 2008 года. И я не считаю, что общечеловеческие ценности могут быть заменены какими-либо другими аргументами, особенно такими, какие звучат с турецкой стороны.

Относительно расследования инцидентов на линии соприкосновения. Да, вы правы, подобная договоренность была достигнута в марте прошлого года в ходе встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи. В этой связи было сделано соответствующее заявление, и эта договоренность получила полную поддержку со стороны международного сообщества. Однако она до сих пор не реализуется, поскольку азербайджанская сторона мешает ее осуществлению и мешает предложениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ по созданию этого механизма. С азербайджанской стороны звучат заявления о том, что подобных предложений вообще не было сделано, и таких договоренностей не было достигнуто. Здесь, думаю, комментарии излишни.

Недавно, в декабре, азербайджанская сторона сама себя изолировала, поскольку выступила против международного сообщества.

Когда обсуждался бюджет ОБСЕ, и сопредседатели предложили увеличить финансирование для создания данного механизма, Азербайджан высказался против, а когда не получил поддержки – стал угрожать использованием вето в отношении всего бюджета ОБСЕ.

Азербайджанцы в очередной раз демонстрируют то, как они отказываются от тех договоренностей, которые достигаются при их же участии.
Надеюсь, что переговоры будут продолжены и это предложение, которое высоко оценивается всеми, будет осуществлено. Это может стать важным механизмом не только в плане расследований, но в деле предотвращения новых инцидентов.

Вопрос: Господин министр, один из Ваших послов недавно дал интервью российским СМИ, речь о Шарле Азнавуре. Как известно, позже заявление было опровергнуто, однако были ли предприняты шаги для обсуждения этого вопроса с ним или говорили ли Вы с ним относительно этого вопроса? Спасибо.

Ответ: В этой связи Шарл Азнавур сам опроверг, и у меня нечего добавить к этому. Были спекуляции относительно того, что сказал Шарл Азнавур. И тот контекст, и те формулировки, что он использовал, не носили данного характера.

Вопрос: Господин Налбандян, в Вашей речи не раз упоминалось о достижениях. Хотелось бы, чтобы Вы сказали, есть ли хоть одно упущение в нашей внешней политике в 2011 году.

Ответ: Конечно, если бы мы добились урегулирования нагорно-карабахской проблемы, это, действительно, было бы очень важным достижением. Если были предприняты шаги в этом направлении, и как я отметил, сегодня наши позиции созвучны с подходами международного сообщества, я бы сказал больше – позиции международного сообщества созвучны с позициями Армении. Это, конечно, позитивное явление и важное развитие. Но мирное урегулирование еще не достигнуто, и это одно из наших главных целей.

У нас такие довольно важные и амбициозные цели, которые детально представлены в нашем отчете, я говорил о них в своей вступительной речи. Конечно, это продолжительный процесс не только в том контексте, что ставится какая-нибудь цель, и мы достигаем этого.

Дипломатия именно для того и существует, чтобы для осуществления поставленных целей должны быть предприняты большие шаги, более активная деятельность, например, нормализовать отношения с теми странами, с которыми у нас есть проблемы.

А Вы знаете, что в направлении той же самой Турции были предприняты важные шаги для нормализации отношений. Однако сегодня наши подходы вновь с пониманием воспринимаются международным сообществом, и говорится, что мяч находится на турецком поле, и Армения прошла свою часть пути, и Турция должна пройти свой путь и сделать то, что обещала международному сообществу.

И так в разных направлениях.

Вопрос: Г-ин министр, меня интересует следующее: в 2012 году в плане внешней политики какие основные события и процессы Вы бы выделили, и здесь отмечено, Вы тоже подтвердили – был повышен международный авторитет Армении как доверительного партнера. Очень обобщенное заявление, может быть, Вы выделили бы какие-нибудь события? Как был повышен международный авторитет или как это было измерено? Спасибо.

Ответ: Вы знаете, я уже отметил эти главные события. Хотите я еще раз отмечу.

Я бы попросил вас прочитать тот документ, отчет, который был представлен вам. А то, что сегодня Армения является более доверенным партнером, и не только я говорю о том, что наша внешняя политика с пониманием воспринимается международным сообществом, а многочисленные министры иностранных дел, которые посещали Армению, в вашем присутствии во время пресс-конференций многократно заявляли об этом.

В 2012 году, конечно, мы продолжим усилия в направлении нагорно-карабахского урегулирования, Мы будем продолжать прилагать усилия по максимальному укреплению отношений с нашим союзником, стратегическим партнером Россией, максимальному расширению и углублению отношений с США. Важные шаги ожидаются и в европейском направлении, поскольку мы начинаем переговоры по упрощению визового режима и надеюсь, что в течение года такая договоренность будет достигнута, что станет новой страницей в либерализации визового режима.

Также в текущем году мы надеемся, и я думаю так и будет, начнутся переговоры с Европейским Союзом по созданию глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, и если сегодня мы закрыли с Евросоюзом уже двадцать глав в переговорах на переговорах по Соглашению об ассоциации, то это значит, что приближаемся к заключительному этапу в контексте заключения Соглашения.

Перед тем как придти сюда, один из ваших коллег сказал мне: Европейской Союз подождал, пока Азербайджан будет готов, только после утвердил мандат по началу переговоров по укрощению визового режима. Оставим это Европейскому Союзу комментировать – подождал или не подождал, как получилось, что все настолько затянулось. В действительности Европейский Союз еще полтора года назад заявил, что Армения выполнила свои обязательства для начала переговорного процесса.

Фактически ситуация такова, что в процессе переговоров об ассоциации Азербайджан еще даже не закрыл половину закрытых нами двадцати глав.
Мы будем уделять большое внимание развитию отношений с государствами-участниками СНГ. Главным направлением будет также отношения с такими странами, где в прошлом году был достигнут довольно большой прогресс: это Китай, Индия, Япония, Латинская Америка, азиатское направление. В 2012 году этим направлениям будет уделено особое внимание.

С арабским миром у нас традиционные дружеские и теплые отношения, несмотря на происходящие в некоторых арабских странах события, мы прилагаем и будем прилагать усилия, чтобы сохранить эти традиционные дружеские отношения и высокий уровень сотрудничества. Думаю, мы предпримем новые шаги в этом направлении.

В рамках ОДКБ, который является важным элементом безопасности Армении, мы предпримем шаги для более активного вовлечения и укрепления организации. Будут предприняты шаги для более активного вовлечения Армении в рамках международных организаций, а также международных процессов.

В первой половине текущего года ожидаются две крупные международные встречи на самом высоком уровне. Речь идет о Саммите по ядерной безопасности в Сэуле и Рио-20, который состоится в Рио-де-Жанейро. Мы уже начали подготовительные работы в этих направлениях. Вы можете ознакомиться с помещенным на нашем сайте отчетом.

Вопрос: Маленький вопрос из экономического поля. В бюджете 2012 года предусмотрено открытие новых посольств и в каких странах?

Ответ: В бюджете 2012 года не предусмотрено открытие новых дипломатических представительств. Однако, если возникнет необходимость, и будет соответствующее решение, то будут предприняты шаги по открытию новых посольств, мы обратимся в правительство, и я уверен, что подобные возможности будут созданы.

Вопрос: А какова позиция Армении относительно Евразийского союза?

Ответ: В этой связи еще этап обмена мнениями. В ходе встреч в рамках СНГ и ЕврАзЕса это было главной темой обсуждений. Думаю, что в ближайшее время будут новые встречи как на министерском, так и на более высоком уровне, чтобы уточнить подходы стран и отметить шаги, которые могут быть предприняты в этом направлении.

Распечатать страницу