Слово и ответы министра иностранных дел РА Эдварда Налбандяна на вопросы, прозвучавшие в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером
23 октябрь, 2014Дамы и господа,
Рад приветствовать моего хорошего друга, моего коллегу, министра иностранных дел Германии господина Штайнмайера, находящегося в Ереване с официальным визитом. Наша последняя встреча была несколько месяцев назад, в июне, когда я находился в Берлине. Наша первая встреча состоялась несколько лет назад, в 2008г., и мы периодически встречаемся. Все наши встречи очень эффективны и содержательны, как и сегодняшняя.
Мы коснулись вопросов двусторонней повестки дня, политического диалога, который находится на высоком уровне и очень активен, нашего торгово-экономического сотрудничества, договорнo-правовой базы: сегодня мы имеем около пятидесяти подписанных договоров, готовятся новые документы.
Мы поговорили о межпарламентских отношениях, децентрализованном сотрудничестве. Коснулись также многочисленных региональных, международных проблем, представляющих взаимный интерес.
Детально обсудили вопросы, касательно мирного переговорного процесса по нагорно-карабахской проблеме. Я представил те совместные усилия, которые Армения прилагает совместно с сопредседателями с целью мирного урегулирования конфликта, проинформировал о подготовке к предстоящему в конце месяца парижскому саммиту.
Мы обсудили также отношения Армения – Евросоюз. Мы придаем важность нашему двустороннему сотрудничеству с Германией в этом формате, в этом контексте. Продолжим прилагать усилия с нашими европейскими партнерами с целью оформления новой правовой базы между Арменией и Евросоюзом.
Мы коснулись также ряда других вопросов, как украинский кризис, а также переговорный процесс по иранской ядерной программе, ситуация в Сирии, Ираке, на Ближнем Востоке в целом. Мы сегодня еще продолжим наши обсуждения.
Передаю слово господину Штайнмайеру.
Вопрос (Медиамакс): Господин Налбандян, две недели назад Эрдоган заявил, что для исследования событий 1915г. необходимо основываться на материалах библиотек и архивов Турции. Турецкие исследователи, ссылаясь на эти самые архивы, приходят к заключению, что геноцид произошел не со стороны турок, а против турок. Как Вы прокомментируете это?
Ответ: Странно, что в турецких библиотеках или архивах материалы о геноциде полностью отличаются своим содержанием от материалов, содержащихся в архивах и библиотеках всего мира. Если в Турции принимающие решения лица основываются на подобных материалах, не случайно, что политика нулевых проблем приводит к нулевым результатам.
Кстати, я только что передал моему коллеге, господину Штайнмайеру, новое издание, которое состоит из находящихся в немецких архивах около 240 документов, свидетельствующих о Геноциде армян.
Вопрос (Шпигель): Вопрос мой адресован двум министрам, первый - министру иностранных дел Армении. Сегодня в Германии показывают фильм “The Cut”, режиссер которого - немец турецкого происхождения. В фильме рассказывается о резне армян 1915г. В следующем году отмечается 100-летие этой резни. Можете представить, что навстречу 100-летию этих трагических событий появятся какие-либо признаки примирения с Турцией, а также с Азербайджаном?
Ответ: Знаете, что еще 6 лет назад, по инициативе Президента Республики Армения, мы не только предприняли подобное, но и сделали серьезный шаг: протянули руку, начали процесс, который привел к подписанию Цюрихских протоколов, которые должны были предоставить нам возможность нормализовать отношения, открыть границы, а также создать условия для контактов между двумя народами, непринужденного обсуждения всех вопросов. И не Армения, а именно Турция не нашла в себе силы ратифицировать и выполнить достигнутые договоренности, те протоколы, которые были подписаны.
Кстати, на церемонии подписания присутствовали представители международных структур, различных стран: министры иностранных дел России, Соединенных Штатов, Франции, Швейцарии, представители из Евросоюза, Совета Европы.
Важнейший принцип в международных отношениях - принцип pacta sunt servanda. То есть, нужно уважать достигнутые договоренности. Турция не смогла уважать, соблюсти достигнутые и подписанные договоренности.
Так что, такие знаки с нашей стороны были, и, как многократно отмечало международное сообщество, мяч находится на турецкой стороне поля.
А что касается Азербайджана, еще раз отмечу, что Армения готова пойти на урегулирование проблемы на основе тех предложений, которые прозвучали со стороны имеющих соответствующий мандат международного сообщества сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в пяти заявлениях на уровне президентов этих стран,. А со стороны Азербайджана мы не слышали о подобной готовности. Так что мяч находиться на азербайджанской стороне поля.