Слово Министра Налбандяна в ходе пресс-конференции по итогам переговоров глав МИД Армении и России
09 ноябрь, 2015Добрый день,
Я рад приветствовать в Ереване Сергея Викторовича Лаврова - министра иностранных дел Российской Федерации.
Прежде всего я хотел бы начать с соболезнований в связи с большой трагедией авиакатастрофой самолета, совершавшего рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Еще раз выразить соболезнования родным, близким, семьям погибших и всему братскому российскому народу.
Я хотел бы также воспользоваться случаем и выразить соболезнования семьям погибших в результате инцидента самолета в Южном Судане и поблагодарить Сергея Викторовича Лаврова за ту большую поддержку, которую оказывает МИД России по эвакуации тел погибших. Kонсул России в Уганде по нашей просьбе был направлен в Южном Судан, куда поехал и наш консульский работник из Каира. В ближайшее время будет решен вопрос по эвакуации тел погибших членов экипажа.
Встречи министров иностранных дел Армении и России имеют регулярный характер, и это естественно. У нас союзнические, стратегические отношения. Мы встречаемся как в Москве, так и в Ереване в рамках различных международных форумов.
Это еще одна хорошая возможность обсудить ход выполнения договоренностей, достигнутых на уровне руководителей наших государств.
На уровне руководителей наших стран также проходят интенсивные встречи. Наш Президент был с визитом в Москве в сентябре, а также в мае по случаю празднования 70-летия Победы, и в связи с саммитами Евразийского экономического союза и ОДКБ. Мы очень высоко ценим, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин находился в Армении 24-го апреля по случаю 100-летия Геноцида армян.
Также интенсивно встречаются наши премьер-министры, председатели парламентов, руководителей различных ведомств. Недавно в Ереване проходил четвертый межрегиональный форум. Параллельно с этим состоялся визит главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в Армению.
У нас успешно работают межправительственная комиссия, комиссия по военно-техническому сотрудничеству, межпарламентская комиссия.
Динамично развиваются гуманитарные связи. Совсем недавно был открыт филиал МГУ в Ереване. У нас, как Вы знаете, недавно состоялся Третий международный форум выпускников МГИМО. Мы с Сергеем Викторовичем выпускники этого родного для нас обоих ВУЗа.
Мы сегодня коснулись ряда региональных, международных вопросов. Обсудили урегулирование нагорно-карабахского конфликта, те усилия, которые прилагают Россия и сопредседатели. Мы высоко ценим эти усилия, направленные на исключительно мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, и мы будем продолжать работу в этом ключе. Сейчас я хотел бы передать слово Сергею Викторовичу.
Телеканал Армения: Вопрос министру иностранных дел Армении. Господин министр, как известно, политический комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы одобрил резолюцию британского докладчика Роберта Уолтера по Нагорному Карабаху. Как Вы это прокомментируете? Спасибо.
Эдвард Налбандян: По этому поводу я уже высказывался. Cкажу еще раз, что Азербайджан пытается перенести обсуждение нагорно-карабахского урегулирования в другие форматы. Единственный же формат, который имеет мандат международного сообщества – это сопредседательство Минской группы ОБСЕ, которое занимается посредничеством по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Позиция Армении совпадает с позицией сопредседателей в том, что другие структуры, организации не должны предпринимать какие-либо шаги, которые могут помешать процессу мирного урегулирования, которые могут способствовать росту напряженности в регионе.
И в этом плане, конечно, попытки перенести переговорный процесс в другие форматы контрпродуктивны. Вы сами прекрасно знаете, что ни один конфликт никогда не был решен посредством парламентских ассамблей. И Сергей Викторович говорил, что есть мандат международного сообщества, данный сопредседателям Минской группы ОБСЕ. Стороны конфликта должны работать совместно с сопредседателями, с тем, чтобы найти исключительно мирное урегулирование этой проблемы.
Что касается якобы непредвзятости докладчика, о чем утверждает последний, то здесь совершенно ясно, что человек, который долгие годы был в группе друзей Азербайджана в британском парламенте, а эта группа, по сведениям, опубликованном в британской же прессе, финансируется из Баку соответствующими фондами Азербайджана, никак не может иметь непредвзятую позицию, особенно с учетом того, что та же британская пресса писала также, что он и некоторые члены его семьи имеют финансовые и экономические интересы в Азербайджане.
Было очень странно, что за два дня до того, как он завершил свою миссию в качестве британского парламентария и соответственно члена Парламентской Ассамблеи Совета Европы, решил быстро состряпать этот документ. Практически за год до окончания мандата докладчика. Комментарии излишни.
Я хотел бы напомнить, что азербайджанское руководство по-разному комментирует документы, принимаемые Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Предпоследний документ, который был утвержден этой структурой касательно Азербайджана, руководство этой страны назвало клочком бумаги. А этот последний документ они представляют чуть ли не как важный документ международного права, чуть ли не на равне с Уставом ООН. Комментарии оставлю на совести самих азербайджанцев и их друзей.
Сергей Лавров (в дополнение к ответу Э.Налбандяна): Я хотел бы добавить два слова, поскольку речь идет о сопредседателях. Мы - Россия, Соединенные Штаты и Франция - твердо против того, чтобы в нагорно-карабахском урегулировании вместо последовательного, делового, терпеливого диалога - вопрос действительно очень сложный, со своей историей - чтобы вместо такого диалога, пытались выносить эту тему на различные международные площадки, которые урегулированием не занимаются.
По крайней мере никто им такого поручения от имени международного сообщества не давал. Сопредседатели работают на основе договоренностей сторон, на основе договоренностей, которые одобрены Советом безопасности ООН.
Эта тройка является уполномоченным коллективным посредником по нагорно-карабахскому урегулированию, и любые резкие радикальные действия, кем бы они не предпринимались, только вредят делу и вредят работе сопредседателей, которые, повторю, весьма и весьма активно работают, не всегда публично, но мы всегда находимся в постоянном контакте со сторонами и на уровне министров, и на уровне наших специальных представителей.