Выступление и ответы на вопросы журналистов Министра иностранных дел Эдварда Налбандяна в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Греции Никосом Кодзиасом
10 март, 2017Дорогой Никос,
Уважаемые присутствующие,
Рад приветствовать моего коллегу, моего хорошего друга - министра иностранных дел Греции Никоса Кодзиаса в Армении. Это хорошая возможность для продолжения нашего активного диалога, обсуждения путей и шагов по дальнейшему укреплению сотрудничества между нашими странами и народами.
Сперва, в ходе беседы в формате тет-а-тет, а затем и с участием делегаций, мы обсудили широкий спектр вопросов двусторонней и многосторонней повестки дня.
Мы подчеркнули важность регулярных визитов на высоком уровне, которые с каждым разом по-новому обогащают двустороннюю повестку дня и придают новый импульс тесному сотрудничеству в разных форматах.
В то же время я и мой коллега едины во мнении, что нынешний уровень взаимодействия двух государств уступает идущим из глубины веков дружественным связям между нашими народами и традиционно глубокой взаимной симпатии.
Мы коснулись путей еще большего углубления взаимодействия в политической, торгово-экономической, военно-технической, образовательной, научной, культурной и в других сферах.
Мы с моим коллегой обсудили отношения между Арменией и Европейским союзом и усилия, направленные на их развитие.
Только что мы также подписали Меморандум о взаимопонимании между министерствами иностранных дел Республики Армения и Греческой Республики о сотрудничестве в области обучения и переподготовки дипломатических кадров. Это новая сфера нашего взаимодействия.
С моим коллегой мы обсудили актуальные региональные и международные вопросы. Коснулись проблемы Кипра. Министр Кодзиас представил последние развития вокруг этого вопроса.
Я представил сложившуюся вокруг карабахского урегулирования ситуацию, усилия Армении и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в направлении продвижения урегулирования проблемы.
Мы подчеркнули, что существующие проблемы не имеют военного решения и должны быть урегулированы в рамках согласованных форматов.
Вновь приветствую моего коллегу.
Никос, с удовольствием передаю слово Вам.
Athens news agency. Мой вопрос адресован министру иностранных дел Армении. Говорили ли вы о Турции и видите ли возможность для улучшения ваших отношений? Что бы вы хотели сообщить по этому случаю?
Эдвард Налбандян. Мы уже отметили, что были обсуждены разные международные и региональные вопросы. Естественно, наш большой общий регион не может быть изучен без армяно-турецких и греко-турецких отношений. Армения со своей стороны сделала достаточно шагов для нормализации отношений с Турцией. Вы знаете о той инициативе, с которой выступил президент Республики - без предварительных условий нормализовать отношения с Турцией. Однако Турция отступила от этих договоренностей. Несмотря на подписанные протоколы, Турция отказалась ратифицировать и осуществлять их. То есть, фактически, отступила от одного из самых важных принципов международных отношений - “pacta sunt servanda” - договоры должны соблюдаться. Армения всегда была открыта для нормализации отношений с Турцией без предварительных условий, и мы надеемся, что однажды такой же подход, позиция будет и у Турции, и они будут уважать те договоренности, которые достигаются с другими партнерами и другими странами.
Общественное радио. Г-н Налбандян, Мамедъяров заявляет, что переговоры по карабахскому вопросу приостановлены со стороны Армении. Я бы попросила Вас прояснить этот вопрос.
Эдвард Налбандян. Что касается переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, то эти переговоры сегодня, фактически, не ведутся по той причине, что новая апрельская агрессия Азербайджана против Арцаха стала серьезным ударом для мирного урегулирования, и могу сказать, что переговорный процесс был серьезно отброшен назад. И именно поэтому Армения и страны сопредседатели предприняли шаги и продолжают предпринимать усилия, направленные на создание соответствующих условий, которые сделают возможным продвижение вперед переговорного процесса. На это были направлены саммиты, организованные в Вене и Санкт-Петербурге, и те договоренности, которые были достигнуты в ходе этих саммитов.
Известно, что международное сообщество, сопредседатели и Армения говорят одним языком, а Азербайджан - другим, потому что именно Азербайджан отказывается реализовать те договоренности, которые были достигнуты в ходе саммитов в Вене и Санкт-Петербурге. Знаете, когда проводятся встречи и стороны договариваются о чем-то, а потом эти договоренности не реализовываются, возникает большой вопрос - готова ли действительно азербайджанская сторона идти на урегулирование путем переговоров, реализацию достигнутых в ходе переговоров договоренностей.
Но альтернативы переговорному процессу нет, и по этой причине сопредседатели минской группы ОБСЕ пытаются с Арменией и Азербайджаном продвинуть вперед переговорный процесс. В этом причина того, что сопредседатели сегодня посетят Баку, и в конце этого месяца, 27-го марта, сопредседатели приедут в Армению, побывают и в Арцахе. Конечно, мы должны попытаться продвинуть вперед этот процесс. Но, прежде всего, должны быть исключены такие события, подобные которым произошли в апреле прошлого года. То есть, должны создаваться соответствующие, более благоприятные условия для переговоров.
Independent Balkan News Agency. У Греции и Армении большие диаспоры по всему миру. Нет ли у вас планов для того, чтобы подтолкнуть людей диаспоры к сотрудничеству, с целью содействия Греции и Армении, и лучшему осознанию общности цивилизации и других точек соприкосновения между двумя странами. Кроме того, у нас есть много исторических событий, в основном трагические события, такие, как Геноцид армян. И было бы неплохо, если бы был основан какой-нибудь монумент в Армении или Греции, который отобразил бы все это, эту историю - Геноцид, трагедию в Смирне и так далее.
Эдвард Налбандян. Конечно, как отметил Никос, в мире существует восьми миллионная греческая диаспора, такая же диаспора есть и у нас. Около две трети нашего народа живет во всех уголках мира, в сотне стран. Конечно, объединив этот потенциал, который есть у армянской и греческой диаспор, и нужно сказать, что оба наших народа имеют одинаковый подход по этому вопросу, который волнует оба народа, и, естественно, что диаспоры как одной так и другой стороны тоже имеют такой же подход. Объединив этот потенциал, мы создадим большие возможности для наибольшего укрепления, сближения наших отношений как в двустороннем формате, так и на многосторонних площадках.
У армян и греков везде существуют очень тесные связи. Однозначно мы выступаем за еще более тесное сотрудничество. Полагаю, что мы можем изучить возможность, как перевести это сотрудничество в более практическое русло.
Что касается совместных усилий по предотвращению геноцидов, преступлений против человечества, то наш народ, будучи жертвой первого геноцида 20 века, чувствует себя обязанным приложить усилия для предотвращения новых геноцидов, новых преступлений против человечества. Именно поэтому мы предпринимаем шаги в этом направлении на различных международных площадках, включая Совет по правам человека ООН в Женеве. В рамках ООН уже было принято множество резолюций, последняя из которых была принята в 2015 году - о предупреждении геноцидов и преступлений против человечества, и также по нашей инициативе Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о провозглашении 9 декабря в качестве международного дня памяти жертв всех геноцидов. Я думаю, что армянский и греческий народы в этом смысле могут совместно приложить достаточно усилий.
Я хотел бы также отметить, что упомянутые мною резолюции были приняты путем консенсуса. То есть, нашими дипломатами действительно была проделана большая работа в сотрудничестве с дипломатами из других стран, и к нашим инициативам присоединились десятки стран. Я думаю, что, учитывая как армянскую, так и греческую историю, достаточно трагические страницы прошлого, мы действительно можем еще больше объединить наши усилия в этом направлении.
Aysor.am. Г-н министр, в отличие от взятого на вооружение подхода Баку, армянская сторона всегда возвращает тела даже азербайджанских диверсантов. Является ли верным этот односторонний шаг? Как бы Вы прокомментировали это?
Эдвард Налбандян. Мы не можем опуститься до уровня Азербайджана. Именно исповедуемыми ценностями и гуманизмом цивилизованный мир отличается от Азербайджана - страны, где диверсанты, убийцы и палачи объявляются национальными героями. И Армения, и Арцах всегда были привержены международному гуманитарному праву и конвенциям, а также вытекающим из них обязательствам, одним из которых является возвращение тел погибших. Но здесь речь идет не только о соблюдении норм международного права или конвенций, а о том, что нужно оставаться человеком, даже когда противник не ведет себя по-человечески. В этом та большая разница, которая существует между Арменией и Азербайджаном.
Радиостанция свобода. Г-н министр, в последний период и Вы, и министр иностранных дел Азербайджана посетили Москву, там состоялись встречи с министром иностранных дел Лавровым. После встречи с Мамедъяровым, Лавров сказал, что «карабахский конфликт поддается урегулированию, это, прежде всего, вопросы безопасности, гуманитарные вопросы, вопросы возвращения тех районов, которые находятся вокруг Карабаха и сейчас не контролируются Азербайджаном, определение статуса Нагорного Карабаха с учетом мнения тех людей, которые там проживают». После чего сказал, что две-три конкретные темы, которые являются ключевыми для окончательного пакета, пока еще обсуждаются. Мой вопрос следующий: Господин Налбандян, что за два-три ключевых вопроса обсуждаются, и, принимая во внимание Ваши переговоры и переговоры главы МИД Азербайджана с российским коллегой, выступала ли российская сторона с какой-либо инициативой относительно карабахского урегулирования, есть ли подобная инициатива или нет? Спасибо.
Эдвард Налбандян. Прежде всего, надо рассматривать в сравнительной плоскости то, что говорит азербайджанский министр, находясь в России и министр иностранных дел самой России. Я не говорю сравнивайте с тем, что говорит армянская сторона. Вы увидите насколько это различается. С одной стороны подход международного сообщества, с другой - Азербайджана, который представляет переговорный процесс как ему хочется, переворачивая его с ног на голову. Говорит лишь об одном или двух пунктах, притворяясь, что речь идет об этом.
Но многократно, не только в этот раз, но и на протяжении многих лет было сказано, что те принципы и те элементы, которые были разработаны сопредседателями и находятся на столе переговоров, были разработаны в качестве единого целого и нельзя отделять один принцип от другого, один элемент от другого. Обо всем этом были не только те пять заявлений, которые были сделаны на уровне президентов стран-сопредседателей. Мы говорим, что эти заявления созвучны нашим подходам и мы выразили готовность идти на урегулирование на их основе.
Я лишь из-за нехватки времени не касался остальных заявлений, но возьмите заявления, сделанные на уровне министров иностранных дел в ходе СМИД ОБСЕ. Вы знаете, что ежегодно в декабре проходят подобные встречи и по поводу всех тех заявлений, которые принимались в течение по меньшей мере последних восьми-девяти лет, Армения говорит - да, мы приветствуем эти заявления и можем на этой основе идти на урегулирование. Если вы следили, то заметили, что после каждого подобного заявления министр и министерство иностранных дел Армении комментировали каждый пункт всех этих заявлений, которые никоим образом не противоречат нашей позиции. А что говорит Азербайджан?
А относительно вопроса о том, вокруг каких пунктов мы не достигли согласия, то, видите ли, это переговорный процесс. Если бы была необходимость представить те пункты, вокруг которых было достигнуто или не было достигнуто согласие, тогда, возможно, не было бы смысла в переговорах, мы бы вели переговоры посредством газет и не проводили бы встреч.
Наши подходы, как я многократно отмечал, созвучны подходам международного сообщества и стран-сопредседателей. Последние имеют соответствующие полномочия, данный со стороны международного сообщества мандат для осуществления посреднической деятельности и они представляют конкретные предложения. Не Армения их отвергает или делает шаг назад от них. Это всегда делает лишь Азербайджан. И не только относительно сущности переговоров, а даже вокруг таких вопросов, как восстановление доверия и меры по их укреплению.
Я отметил достигнутые в Вене и Санкт-Петербурге договоренности. О чем идет речь? В Вене на уровне министров Соединенных Штатов, России и Франции было сделано заявление, в котором было четко отмечено, что стороны согласились вокруг следующих пунктов. А в Санкт-Петербурге, если внимательно посмотрите, то увидите, что там было сказано, что подтверждаются те соглашения, которые были достигнуты в Вене. А основным вопросом этих соглашений и обсуждений было то, что должны уважаться соглашения о перемирии от 1994-1995 гг., заключенные между Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией, что должен быть создан механизм по расследованию нарушений режима о прекращении огня и инцидентов на линии соприкосновения и границе, а также должны быть расширены возможности наблюдателей, и вообще возможности той команды, которую возглавляет личный представитель Действующего председателя ОБСЕ. Кто высказывается против всего этого? Азербайджан.
То есть раз за разом международное сообщество видит, что мы подходим к какой-то вехе, о чем-то договариваемся, и не только на двусторонних встречах с Азербайджаном, но и в присутствии представителей высшего руководства трех являющихся постоянными членами Совета безопасности ООН стран - США, России и Франции. Азербайджан постоянно делает шаг назад и делает такие комментарии относительно достигнутых договоренностей, что страны-сопредседатели периодически бывают вынуждены заявлять, что это извращение, а не соответствующий действительности комментарий.
Радиостанция Свобода. С российской стороны есть ли какая-либо инициатива по организации встречи?
Эдвард Налбандян. Если подобная инициатива будет, то тогда мы проинформируем, поскольку мы никогда не скрываем от общественности и обо всем говорим открыто. Это Азербайджан каждый раз представляет как хочет, но затем говорит, что это не совсем так. В настоящий момент речь идет лишь о визите сопредседателей в регион. А в будущем какие будут возможности для встречи? Посмотрим. Армения никогда не отказывалась от встреч ни на уровне министров, ни на более высоком уровне, но эти встречи должны быть соответствующим образом подготовлены. Здесь не только вопрос подготовки, но и того, что азербайджанская сторона должна быть готова к переговорам, а не делать вид, что ведет переговоры, а в действительности говорит на языке шантажа. Вести переговоры на языке шантажа невозможно, и они завели себя в тупик и начинают оправдываться перед своей общественностью, что якобы в определенных вопросах имеют одинаковые подходы, что и международное сообщество. Однако действительность свидетельствует совсем о другом.