Слово министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна и ответы на вопросы журналистов в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Эстонии Свеном Миксером
13 июнь, 2017Дамы и господа,
Рад приветствовать в Ереване моего эстонского коллегу Свена Миксера, находящегося с официальным визитом в Армении.
В последний раз мы встречались в декабре в Гамбурге в рамках заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ, и сегодня нам представилась хорошая возможность продолжить обмен мнениями вокруг расширения, развития и укрепления нашего сотрудничества как в двустороннем, так и многостороннем форматах.
Сегодня министра иностранных дел Эстонии примет Президент Республики. Господин Миксер также встретится с Председателем Национального собрания и Премьер-министром. Министр иностранных дел Эстонии начал свой визит с мемориала памяти жертв Геноцида армян.
Нам представилась возможность обменяться мнениями вокруг расширения нашей договорно-правовой базы. Между двумя странами подписано 13 документов, сегодня мы добавили еще один - 14-ый, касающийся реадмиссии. Еще 7 документов находятся в фазе подготовки.
Мы коснулись развития межпарламентских связей, поощрения децентрализованного сотрудничества, а также расширения торгово-экономического сотрудничества. В прошлом году показатели нашего товарооборота не были высокими, составив около 10 млн долларов США. Это очень низкий показатель. Думаю, что у нас гораздо больший потенциал. Уверен, что совместными усилиями мы сможем сделать намного больше.
Мы также коснулись сотрудничества в сферах культуры, науки и образования.
Мы договорились активизировать сотрудничество в рамках международных организаций, а также проводить периодические консультации между министерствами иностранных дел. Мы коснулись ряда международных и региональных проблем, таких как борьба против терроризма, потоки беженцев и мигрантов, с которыми сталкиваются не только в Европе, но и в регионе. Коснулись ситуации на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии.
Своего коллегу я проинформировал об усилиях Армении, совместно со странами-сопредседателями, по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы.
Важно, что министр иностранных дел Эстонии прибыл в Армению в преддверии председательства Эстонии в Европейском союзе. 1-го июля Эстония примет председательство в ЕС. В этот период Армения планирует подписать новый рамочный документ с ЕС. Как известно, мы завершили переговоры и в ноябре, в рамках саммита Восточного партнерства ЕС, предусматриваем его подписание. Мы также коснулись вопросов развития сотрудничества Армении и ЕС в различных сферах. Министр иностранных дел Эстонии представил приоритеты эстонского председательства в ЕС.
С радостью передам слово моему коллеге, а потом мы ответим на ваши вопросы. Прошу, Свен.
Вопрос: Мой вопрос адресован министру иностранных дел Армении. Господин Налбандян, вчера Ваш азербайджанский коллега представил свои впечатления о последних встречах по карабахскому вопросу, отметив, что уже настало время изменить статус-кво и перейти к содержательным переговорам на основе обсужденных в Санкт-Петербурге и Москве документов. Он также повторил тот тезис Баку, что в основе урегулирования лежат резолюции Совета безопасности ООН. Ч то скажете в этой связи?
Эдвард Налбандян: Прежде всего, скажу, что это не впечатления, а скорее всего, воображение. Во-первых, министры иностранных дел в Москве не вели переговоров вокруг какого-либо документа. Если и обсуждался какой-либо текст, то это был текст пресс-релиза, согласованный между министрами в присутствии сопредседателей, который впоследствии и был без изменений опубликован министерствами иностранных дел России и Армении. А министерство иностранных дел Азербайджана опубликовало свою версию пресс-релиза, в котором не говорится о том, что министры отметили важность реализации достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей, а о том, что будто бы министры провели переговоры по переговорам в Вене и Санкт-Петербурге. Нечто абсурдное было опубликовано Министерством иностранных дел Азербайджана.
Что касается какого-то обсужденного в Санкт-Петербурге документа, то обо всем, что обсуждалось в ходе саммита в Санкт-Петербурге, президенты России, Армении и Азербайджана опубликовали в совместном заявлении, где подробно сказано, что именно обсуждалось. После этого саммита Баку попытался прокомментировать по-своему. И вы знаете, какой реакции удостоился. Министерство иностранных дел России квалифицировало эти комментарии как «извращенные». Думаю, это достаточно исчерпывающая оценка, и не думаю, что есть необходимость что-либо добавлять. Такова разница подходов Армении и Азербайджана: мы говорим на языке фактов, они - каких-то впечатлений, основанных на воображении.
Что касается статуса-кво, создается впечатление, что у азербайджанских чиновников особый талант фокусировать внимание на чем-то и многократно повторять это, искажая смысл сказанного и особенно действуя с точностью до наоборот. Это касается также и статуса-кво. Ведь, кто препятствует реализации и не выполняет договоренности, которые достигаются в ходе встреч президентов, министров иностранных дел, что предоставило бы возможность продвижения вперед переговорного процесса и изменения статуса-кво? Именно Азербайджан. Это похоже на то, когда азербайджанцы говорят о свободе слова, основных свободах или защите прав человека, но делают все наоборот. Сформировался бренд Баку - говорить одно, делать совершенно другое.
Что касается резолюций Совета безопасности ООН, то почему Совет безопасности ООН принял четыре резолюции? Потому что, когда они принимались в 1993г., после каждой резолюции Азербайджан отказывался их выполнять. Эти резолюции принимались с одной целью - прекратить военные действия. Речь не шла о сути переговоров, эти резолюции были направлены на установление перемирия. К сожалению, Азербайджан воспрепятствовал, и это стало невозможным. Впоследствии, Азербайджан оказался в ситуации, когда начал умолять о подписании соглашения об установлении перемирия. Вы знаете, что в 1994г. было подписано два соглашения, и позднее - в феврале 1995г., было подписано еще одно соглашение об укреплении перемирия. Однако даже эти соглашения Азербайджан на протяжении многих лет ставит под сомнение, и недавно, в апреле прошлого года, азербайджанская сторона, когда осуществила агрессию против Арцаха (Карабаха), вновь попыталась поставить под вопрос бессрочность этих соглашений. Сопредседатели даже письменно напомнили Азербайджану, что эти соглашения в силе, бессрочны, и стороны должны полностью соблюдать и реализовывать их. Реальность такова, а не та, что на основе своих воображений или доводов, пытается предложить своему обществу азербайджанское руководство.
Вопрос: У меня к Вам два вопроса, господин министр. В субботу, принимая сопредседателей ОБСЕ, вы отметили, что настало время, чтобы страны-сопредседатели перешли от заявлений к конкретным действиям, для того чтобы обуздать Азербайджан. Считаете ли вы, что международное сообщество, страны-сопредседатели должны ввести санкции по отношению к Азербайджану, например, за нарушение режима прекращения огня? И второй вопрос: предпринимает ли Армения какие либо действия в этом направлении, чтобы международное сообщество, наконец, ввело санкции по отношению к Азербайджану, например, как я уже сказал, за нарушение режима прекращения огня? Спасибо.
Эдвард Налбандян: Страны-сопредседатели неоднократно заявляли, и даже на самом высоком - президентском уровне, что та сторона, которая пойдет на применение силы и нарушение прекращения огня, будет решительно осуждена международным сообществом. Когда такие заявления делают президенты стран-сопредседателей, а это страны - постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия и Франция. Что это означает? Разве это просто заявления? Думаю, что не только.
Но несмотря на это, Азербайджан делает вид, что этот призыв не имеет к нему отношения, что он может игнорировать эти заявления и призывы. Азербайджан всячески препятствует созданию механизма расследования нарушений режима прекращения огня. Хотя всем и так ясно, кто инициирует нарушения. Это ясно и без механизмов. Просто страны-сопредседатели - это страны-посредники, а страны-посредники стараются быть максимально, так сказать, сбалансированными, чтобы было возможно продолжать переговоры. Но даже сопредседатели уже не раз были вынуждены сделать также и адресные заявления, что и произошло несколько дней назад, когда они заявили, что именно Азербайджан нарушил режим прекращения огня, а армянская сторона была вынуждена ответить. То же было и когда сопредседатели подвергли критике Азербайджан, призвав оставить наконец попытки перенести урегулирование конфликта в другие форматы, прекратить критику в адрес стран-сопредседателей, дать согласие, как это сделали Армения и Арцах, на создание механизма расследования нарушений режима прекращения огня.
Адресные заявления звучали неоднократно. Сколько еще нужно заявлений, чтоб стало ясно, что одних заявлений недостаточно, что международное сообщество должно также предпринять все остальные шаги, подразумеваемые под этим «решительным осуждением», для того чтоб обуздать непрерывные попытки Азербайджана дестабилизировать ситуацию в регионе, со всеми вытекающими последствиями не только для региона, но и в более широком смысле?
Я считаю, что международное сообщество приходит именно к этому пониманию, что в конечном итоге, по отношению к стране, которая против мира, постоянно угрожает применением силы, решением проблемы с помощью военной силы, конечно же должны предприниматься соответствующие меры.