Слово министра иностранных дел Эдварда Налбандяна и ответы на вопросы журналистов в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Боснии и Герцеговины Игорем Црнадаком
30 август, 2017Дамы и господа,
Рад приветствовать в Армении министра иностранных дел Боснии и Герцеговины Игоря Црнадака. Это первый высокопоставленный визит из Боснии и Герцеговины в Армению.
В этом году мы отмечаем 20-летие установления дипломатических отношений между Арменией и Боснией и Герцеговиной. К сожалению, за эти двадцать лет сделано было немного. Думаю, что этот визит предоставит возможность открыть новую страницу в деле развития, углубления и расширения наших отношений.
Сегодня мы подписали первый договорно-правовой документ - Соглашение между Правительством Республики Армения и Советом министров Боснии и Герцеговины об отмене визового режима для лиц с дипломатическими паспортами. Надеюсь, что в дальнейшем нам предоставится также возможность установить вообще безвизовый режим для наших граждан.
Сегодня мы обсудили также и вопрос разработки проектов других документов, с целью их подписания в ходе следующей встречи, чтобы создать договорно-правовую основу наших отношений.
Мы обсудили также вопросы, касающиеся политического диалога и проведения консультаций между двумя министерствами иностранных дел, сотрудничества между двумя странами в международных структурах, установления и развития межпарламентских отношений и, возможно, создания групп дружбы в парламентах двух стран.
Мы обсудили также и возможное поощрение торгово-экономических отношений. Экономические отношения почти не развивались. Имеющиеся показатели очень малы. Но, думаю, что есть большой потенциал, и мы можем сделать гораздо больше, чтобы развивалось сотрудничество в этой сфере, чтобы осуществлялись взаимные программы, во благо двух стран.
Мы также обсудили ряд международных и региональных вопросов. Я проинформировал моего коллегу об усилиях Армении и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ с целью урегулирования нагорно-карабахской проблемы, и мы были едины во мнении, что следует содействовать усилиям стран-сопредседателей, направленным на исключительно мирное урегулирование на основе норм и принципов международного права.
Сейчас с радостью передаю слово моему коллеге.
Прошу, Игорь.
***
Хотел бы отметить, что с радостью принимаю приглашение моего коллеги посетить Боснию и Герцеговину и думаю, что визит состоится до конца года.
Вопрос. Господин Налбандян, министр иностранных дел Азербайджана заявил, что готов к субстантивным переговорам на основе предложений сопредседателей по вопросу Нагорного Карабаха, если Армения примет их. Как бы Вы прокомментировали это заявление? Спасибо.
Эдвард Налбандян. Не думаю, что он сказал что-то новое. Азербайджан продолжает пытаться пускать пыль в глаза международного сообщества.
Говорит, что якобы готов к субстантивным переговорам. А что означает субстантивные? То есть - предметные, содержательные. То есть, согласно Баку, в течение по крайней мере последних 10 лет, двадцать встреч на уровне президентов, более четырех десятков на уровне министров иностранных дел, а также многочисленные встречи с сопредседателями были лишены содержания или были беспредметными? Так получается?
Во-первых, если Азербайджан действительно принимает предложения стран-сопредседателей и готов пойти на урегулирование на основе этих предложений, то он должен подтвердить и на практике доказать, что он готов идти на урегулирование на основе тех принципов, которые были предложены странами-сопредседателями. Вы знаете, о каких принципах идет речь. О них многократно говорилось. Речь идет о трех принципах - неприменение силы или угрозы силой, равенство народов и право на самоопределение и территориальная целостность.
Сопредседатели неоднократно заявляли об этом, в том числе посредством заявлений, сделанных на уровне президентов. Армения согласна со странами-сопредседателями. Что касается Азербайджана, то он отрицает эти принципы, даже отказывается присоединиться к тем международным документам, в которых всего лишь делается ссылка или упоминаются эти три принципа.
Во-вторых, если Азербайджан действительно хочет пойти на урегулирование конфликта на основе предложений сопредседателей, то должен вновь подтвердить и на практике реализовать то, что они предлагают - исключительно мирное урегулирование конфликта, и должен безоговорочно уважать и осуществлять соглашения о перемирии 1994-1995 годов. Армения согласна со странами-сопредседателями. Что касается Азербайджана, то он отвергает призывы сопредседателей подтвердить эти обязательства. И, конечно же, Азербайджан должен осуществлять, а не выступать против договоренностей, которые были достигнуты в Вене и в Санкт-Петербурге.
В-третьих: В этом последнем заявлении азербайджанцы в очередной раз упомянули о так любимых Баку четырех резолюциях Совета Безопасности, принятых в 1993 году.
Не случайно, что страны-сопредседатели не ссылаются на эти резолюции в своих заявлениях. Почему? Потому что главная цель этих резолюций заключалась в том, чтобы положить конец боевым действиям. Именно из-за Азербайджана эти военные действия не прекращались, поскольку Азербайджан не уважал эти резолюции и продолжал военные действия, которые стало возможным прекратить только в мае 1994 года, благодаря соглашению о прекращении огня. Оно, как вы знаете, было подписано Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. Это бессрочное соглашение. Страны-сопредседатели неоднократно призывали к тому, чтобы это соглашение должно безоговорочно соблюдаться и осуществляться.
В-четвертых, если азербайджанская сторона действительно готова продолжить переговоры на основе тех предложений, которые выдвинуты странами-сопредседателями, то она не должна пытаться ссылаться только на те элементы, которые ей нравятся, да еще и в искаженном виде.
В пяти, а не в трех заявлениях президентов стран-сопредседателей указаны те принципы и элементы, на основе которых должен быть урегулирован конфликт. Страны-сопредседатели неоднократно отмечали, что ни один из этих принципов и элементов не имеет приоритета по отношению к другим, и что недопустима дискриминация в отношении этих элементов или принципов, которые составляют единое целое. Сопредседатели также подчеркивали, что урегулирование конфликта станет невозможным, если дать приоритет одному принципу или одному элементу.
Армения согласна со странами-сопредседателями. Между тем, Азербайджан ссылается только на один или два элемента, да и то, как я уже сказал, искажая их. Конечно, все это не новость. Азербайджан пытается, как говорится, делать хорошую мину при плохой игре. Но и это у него не получается.
Армения продолжит совместные усилия со странами-сопредседателями, направленные на исключительно мирное урегулирование конфликта. Если Баку захочет присоединиться к этим усилиям, то я бы завершил тем же, чем и начал: Азербайджан должен подтвердить свою приверженность трем принципам международного права, предложенным сопредседателями. Это неприменение силы или угрозы силой, равенство народов и право на самоопределение и территориальная целостность.
Вопрос. Господин Налбандян. Несколько дней назад бывший сопредседатель Ричард Хогланд, представляющий США, опубликовал шесть элементов, на основе которых карабахский конфликт может быть урегулирован. После этого Вы заявили, что это не новость. Там было сказано, что оккупированные территории должны быть возвращены Азербайджану. Я хочу знать, о каких конкретных территориях идет речь, вокруг возвращения скольких районов идут переговоры, и готова ли сейчас армянская сторона продолжить переговоры на этой основе, если, конечно, они возобновятся?
Эдвард Налбандян. Если вы внимательно просмотрите комментарий к заявлению Хогланда, с связи с чем, кстати, журналисты уже обращались ко мне дважды, и я очень подробно коснулся этого. Я сказал, что в целом высказывание Хогланда не новость. Почему в целом, да потому что высказывание г-на Хогланда, сделанное им прежде чем покинуть свой пост, возможно не полностью соответствует заявлениям стран-сопредседателей. Подходы стран-сопредседателей отражены в заявлениях послов, министров иностранных дел и президентов этих стран-сопредседателей. Именно их следует рассматривать как позицию сопредседателей.
Мы, Армения, заявили, что готовы продолжить переговоры на основе предложений, содержащихся в пяти заявлениях президентов стран-сопредседателей по урегулированию нагорно-карабахского вопроса, которые в последний раз были вновь подтверждены в декабре прошлого года министрами иностранных дел стран-сопредседателей.
Вот на чем нужно основываться. А заявления Хогланда я уже подробно коснулся. Ничего нового добавить нет.