Выступление министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна и ответы на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции с комиссаром ЕС Йоханнесом Ханом
29 январь, 2019Добрый день, дорогие коллеги!
Прежде всего прошу прощение за небольшое опоздание. С комиссаром Йоханнесом Ханом у нас состоялась довольно интересная и развернутая дискуссия. Хотел бы еще раз выразить удовлетворение и благодарность комиссару Хану за этот визит и за тот диалог, который состоялся между нами в течение последних нескольких часов.
Комиссар Хан уже имел возможность встретиться с президентом Арменом Саркисяном и премьер-министром Николом Пашиняном. У нас состоялась очень практическая беседа с участием вице-премьера Мгера Григоряна. Мы также провели беседу в формате тет-а-тет с господином Ханом и обсудили все вопросы повестки дня, касающиеся нашей текущей общей повестки Армения-Евросоюз.
Мы еще раз подчеркнули то значение, которое мы придаем нашим отношениям, основные мотивы, ценности которые заложены в основу наших отношений с Евросоюзом. Правовая основа наших отношений на сегодняшний день - Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (СВРП), остается в наших руках достаточно весомым правовым инструментом. Мы оценили динамику реализации этого соглашения: как мы осуществляем этот процесс и какие проекты мы предусматриваем в ближайшие недели, для того чтобы успешно продолжить связанный с СВРП процесс имплементации.
Мы также коснулись процесса инициирования диалога либерализации виз и необходимых для этого шагов. Обсудили различные, довольно конкретные инициативы, которые помогут нам, при реализации программы правительства и наших первоочередных задач, помогут нам применять предусмотренные СВРП механизмы, использовать приоритеты, которые отражены в этом соглашении, а также те инструменты сотрудничества, которые имеются в рамках сотрудничества с ЕС.
Мы также коснулись ряда региональных вопросов. В целом, это непрерывный процесс.
У нас есть четкая программа диалога и общения на ближайшие месяцы, которую, мы, естественно представим сразу после того, как у нас у появятся конкретные сроки. Но уже в марте у нас намечено продолжение диалога на высшем уровне.
Этот год будет особенным в том плане, что Восточное партнерство отмечает 10-летний юбилей и, в мае этого года, в Брюсселе намечается соответствующее мероприятие на высшем уровне, которое одновременно станет платформой для нашего диалога.
Я уверен, что посредством вопросов и ответов сможем более подробно затронуть интересующие вас вопросы.
Еще раз выражаю свою благодарность господину Хану. Добро пожаловать в Армению. С удовольствием передаю слово Вам.
Спасибо
Armenia TV: Мой вопрос адресован министру иностранных дел Армении. Господин министр, предусмотрена ли ваша встреча с Эльмаром Мамедъяровым в феврале в рамках предстоящей Мюнхенской конференции и состоится ли в эти же дни четвертая неофициальная встреча Пашинян-Алиев?
Зограб Мнацаканян: Спасибо за вопрос. Я планирую быть в Мюнхене и понимаю, что мой коллега тоже будет там, но не могу утверждать, что наш премьер-министр будет в Мюнхене. У нас уже были такие встречи в Париже и Давосе, которые были довольно существенными. На основе этих встреч мы обсуждаем с сопредседателями наши дальнейшие шаги. Ничего не исключается. По традиции мы заранее информируем о предстоящих встречах. О сроках и остальных деталях встреч мы пытаемся договориться и, соответственно, уведомить нашу общественность.
Периодически от сопредседателей Минской группы ОБСЕ поступают призывы к подготовке народов к миру, Вчера Вы разъяснили, что эти заявления направлены на снижение напряженности и рисков. Хотела бы обратить Ваше внимание на следующее заявление, которое вчера сделал президент Азербайджана: «Наш растущий потенциал, военно-экономическая мощь государства, положение в мире на сегодняшний день играют в нашу пользу и сегодня позиция нашей страны в переговорном процессе сильна».
Алиев как всегда говорил о так называемой территориальной целостности и отметил, как бы пригрозив, что «Азербайджан не смирится с оккупацией территорий, а также добавил, что Азербайджан уже продемонстрировал свою силу на поле боя», что прозвучала как не прямая угроза . Как Вы прокомментируете это заявление президента Азербайджана? Получается, что и сопредседатели, и Вы, и министр иностранных дел Азербайджана довольны переговорным процессом, считаете его эффективным, но каким образом эта риторика Азербайджана и тезис о мире могут находиться на одной плоскости.
Зограб Мнацаканян: Спасибо. Снова повторю то, о чем говорил Вашим коллегам вчера. Наша позиции, уверенность в отношении наших позиций, была и остается высокой. То есть, Вы затрагиваете вопрос о том, что нарушается та идеология, согласно которой необходимо добиваться результатов в соответствующей атмосфере, способствующей практической работе в направлении мирного процесса.
Приведенный Вами пример был вчера? Очень сожалею по этому поводу. Наши позиции более чем ясны и известны всем. Вы знаете, как мы относимся к вопросу о статусе и к вопросу о безопасности. Вопрос статуса, повторяю, решает народ Арцаха, а вопрос безопасности заключается в той существующей системе, которая обеспечивает всеобъемлемость безопасности. В этом заключается реальность. Нет необходимости повторять то, насколько мы решительны и какие возможности у нас имеются для защиты и Арцаха, и Армении.
У нас есть эта решимость и нет надобности каждый раз повторять это. Мы знаем наши возможности защиты и нанесения урона. Но не в этом заключается наша цель. Вчера когда меня спрашивали, я говорил про катастрофу, вы же понимаете о чем идет речь. Я говорил и повторю еще раз, речь идет о последствиях, но не об отсутствии решимости. Мы знаем наши возможности, но мы хотим урегулировать этот вопрос мирным путем. Именно поэтому для прогресса в этом процессе существенно важно наличие соответствующей атмосферы. Отмеченное Вами заявление или как оно было сделано, я по правде говоря сам не видел, но подобный путь не приветствуется.
Мы можем ответить, можем со своей стороны прибегнуть к подобной риторике. Но от этого наша решимость не возрастает. Наши существующие возможности в том, что у нас есть достаточно сил для самозащиты, для защиты народа Арцаха, а также для нанесения урона. Это и означают последствия, которые уверен, нежелательны и хуже попыток достижения урегулирования конфликта мирным путем. В этом и есть вся логика.