Брифинг пресс-секретаря МИД Армении Анны Нагдалян в Армянском едином информационном центре
18 июль, 2020Общественное телевидение: Госпожа Нагдалян, на днях представители министерства обороны Азербайджана посетили Турцию и турецкая сторона заявила, что турецкая военная промышленность находится в распоряжении Азербайджана. Кроме того, была распространена информация о том, что в Азербайджане приземлился турецкий военный самолет, по всей видимости, с военной техникой. Интересно, какова реакция Армении на подобный шаг Турции.
Анна Нагдалян: Знаете, я должна отметить, что МИД уже соответствующим образом в своих заявлениях отреагировал на позицию и действия Турции, как в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в целом, так и в отношении напряженности на армяно-азербайджанской границе в последние дни. И, кстати, отмечу, что последнее заявление вызвало нервную реакцию МИД Турции.
Подчеркну, что Турция не может играть никакой роли, более того, иметь «историческую миссию» ни в конфликте, ни в регионе. Турция уже оставила след геноцида в регионе, и первое, что турецкая сторона должна предпринять, это устранить его последствия. Призываем Турцию заняться этим вопросом, а не рваться в новые антиармянские инициативы.
В этом процессе мы придаем наибольшее значение конструктивной позиции наших международных партнеров, которая направлена, прежде всего, на ослабление напряженности.
Общественное телевидение: Планируется ли телефонный разговор между министром обороны Давидом Тонояном и его российским коллегой на фоне российских военных учений в южном округе? Была ли проинформирована армянская сторона о приведении российской 102-й военной базы в «повышенную» у боеготовность?
Анна Нагдалян: Что касается телефонного разговора, у меня нет такой информации. Хотелось бы отметить, что если бы у министра обороны Республики Армения Давида Тонояна были какие-либо контакты или телефонные разговоры с представителями российских военных кругов, в частности со своим российским коллегой, то армянская либо российская сторона сообщила бы о них или их целесообразности.
Что касается участия российской 102-й военной базы в рамках неожиданных военных учений в южном и западном военных округах РФ и приведения ее в«повышенную» боеготовность, то, к сожалению, я не располагаю подробной информацией на этот счет, но в рамках соответствующих соглашений армянская сторона информирована. Я считаю, что на данном этапе этого достаточно.
Радиостанция “Свобода”: Два вопроса, госпожа Нагдалян. Я уверен, что Вы знаете, что сегодня в Москве, в одной из крупнейших торговых площадок, была запрещена торговля для армян, имеем в виду «Фуд Сити». По мнению многих, это проявление фашизма: я хочу понять, какие шаги предпринимает внешнеполитическое ведомство Армении, чтобы права армян не нарушались в считающейся нашим союзником стране. Во-вторых, Вы знакомы с комментарием секретариата ОДКБ относительно военных действий между Арменией и Азербайджаном, по сути, секретариат призвал обе стороны соблюдать режим прекращения огня, хотя Армения является членом ОДКБ и подверглась нападению со стороны Азербайджана, как официально утверждает Ереван. Мой вопрос: к какому выводу пришли в МИД Армении в связи с этим комментарием секретариата ОДКБ? Спасибо.
Анна Нагдалян: Спасибо. Относительно первого вопроса, отмечу, что посольство РА в России и соответствующие ведомства в Армении работают в координации, прежде всего, над решением этой проблемы. Я все еще воздержусь от оценок и комментариев относительно подобных действий, поскольку в настоящее время основная задача МИД состоит в решении данной конкретной проблемы.
Что касается второго вопроса, отмечу, что в сложившейся ситуации Армения, придавала важность прежде всего, предоставлению информации об обстановке на границе своим партнерам по ОДКБ, что было выполнено в ходе заседания Постоянного совета ОДКБ, где наш представитель выступил с речью и представил ситуацию на месте.
Что касается заявления Генерального секретариата ОДКБ, на которое Вы ссылаетесь, отмечу, что оно в полной мере отражало нашу обеспокоенность на данном этапе. В заявлении недвусмысленно указывалось, что эта напряженность происходит в зоне ответственности ОДКБ. Мы полностью контролируем ситуацию на границе, и сейчас нет надобности в помощи в другой форме или обращении в других форматах.
Общественное радио: Госпожа Нагдалян, меня интересует, почему реакция международного сообщества затягивается в связи с очередной авантюрой и авантюристскими заявлениями Баку.
Анна Нагдалян: Вы знаете, я принимаю Вашу оценку, я принимаю Ваше мнение, но не обязательно, чтобы я ее разделяла.
Прежде всего, я хотела бы отметить, что в связи с этими событиями была дана однозначная оценка нашими международными партнерами - как странами-партнерами, так и международными организациями, которая была направлена на ослабление эскалации и установление стабильности на местах. И в этом смысле я несколько не согласна с Вашей оценкой. Мы работаем с нашими партнерами. Министр находится в круглосуточном контакте со многими своими коллегами, за это время он провел более двух десятков телефонных разговоров.
Наши дипломатические представительства на местах проводят активную работу, чтобы передать всем нашим партнерам оперативную информацию о происходящих с 12 июля событиях. Вследствие этого, за исключением нескольких случаев, есть однозначная оценка со стороны международного сообщества, где упоминается о необходимости предпринять незамедлительные шаги для снижения напряженности и установления стабильности.
Спутник Армения: Российская сторона подтвердила, что уже предпринят ряд шагов по снижению напряженности. О каких шагах идет речь? Есть ли новая российская инициатива, направленная на решение проблемы?
Анна Нагдалян: Здесь я должна упомянуть, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ были вовлечены, и в частности, сопредседатель от России. Как я уже говорила, министр находился в постоянном контакте со своим российским коллегой. Были также контакты на уровне военных. Исходя из ограничений рабочего характера могу предоставить только эту информацию.
Нашим главным приоритетом на данном этапе является прекращение эскалации и восстановление стабильности, без которой нарушается мирный процесс.
Спутник Армения։ Армия обороны Арцаха сбила беспилотный летательный аппарат. Были ли сопредседатели Минской группы ОБСЕ проинформированы об этом, собираются ли они посетить регион?
Анна Нагдалян։ Связь с сопредседателями Минской группы ОБСЕ носит постоянный характер, им предоставляется оперативная информация о процессах и событиях, происходящих в регионе.
Что касается их визитов в регион, то они были прерваны из-за ситуации с коронавирусом, и мы надеемся, что после скорого разрешения ситуации и после возобновления пассажироперевозок, станет возможным организация подобных визитов в регион.
Aysor.am։ По словам господина Ованнисяна, один из беспилотных летательных аппаратов, сбитых в ходе военных действий, был израильского производства. Какой будет наша стратегия в отношениях с Израилем после этого инцидента?
Анна Нагдалян: Отмечу, что мы рассматриваем эту проблему в более широком контексте. Это продажа оружия в регионе и поощрение гонки вооружений различными международными партнерами. Хочу добавить, что мы очень последовательны в этой связи, и МИД РА очень чувствителен к этому вопросу. Этот вопрос поднимается как на двусторонних, так и на многосторонних платформах.
Проблема в том, что продажа оружия Азербайджану смертельна, потому что Азербайджан никогда не колеблется при использовании этого оружия против гражданских инфраструктур и гражданского населения, и последние события, произошедшие после 12 июля, подтвердили наши фактические доказательства этих утверждений.
Мы будем последовательны в этом вопросе, и этот вопрос всегда будет неотъемлемой частью нашей повестки дня как на двусторонних, так и на многосторонних платформах.
Aysor.am. Сработала ли оперативная связь, установленная в 2018г. в результате договоренности глав Армении и Азербайджана?
Анна Нагдалян: Должна отметить, что оперативная связь действует, но с учетом того, что последнее обострение ситуации было широкомасштабным и носило преднамеренный характер, мы предпочли воспользоваться не оперативной связью, а провести работу через посредников.
Аrmnews: Похоже, что Азербайджан пытается представить международному сообществу, будто Армения угрожает энергетической безопасности Европы. Озвучивают ли наши европейские партнеры подобные опасения или нет?
Анна Нагдалян: Отмечу, что ни один из наших партнеров не обращался к Армении с подобными опасениями. В этом плане должна подчеркнуть, что подобные действия, опасения или обвинения Азербайджана, носят исключительно манипулятивный характер, поскольку с одной стороны Азербайджан пытается применить силу, а с другой — пытается представить себя и свои газопроводы в качестве жертвы.
Армения всегда выступает против войны, Армения всегда выступает с позиций укрепления режима прекращения огня, и Армения всегда готова предпринять шаги по укреплению режима прекращения огня в разных частях.
Арменпресс: У Азербайджана новый министр иностранных дел. Как Вы считаете, повлияет ли каким-либо образом смена главы МИД на переговорный процесс?
Анна Нагдалян: Мы приняли к сведению, что министр образования Азербайджана в настоящее время занимает пост главы МИД. Однако мы исходим из того, что внешнеполитическое направление в Азербайджане разрабатывается высшим руководством, и в этом плане армянская сторона — Армения, ведет переговоры не с лицами, индивидами, а с представителями нынешних властей Азербайджана.
Арменпресс: Премьер-министр Армении Никол Пашинян сегодня упомянул о создании международной системы бесконтрольного мониторинга соблюдения режима прекращения огня, однако на данный момент даже мониторинговые работы во главе с Личным представителем действующего председателя ОБСЕ на границе приостановлены. Когда они будут восстановлены?
Анна Нагдалян: Отмечу, что мы также придаем важность скорейшему возобновлению мониторинговых действий на месте, поскольку последние события продемонстрировали, насколько важно проведение подобных мониторинговых операций на местах. Однако для нас важно не только восстановление действовавших до сих пор мониторинговых работ личного представителя действующего председателя ОБСЕ, но и расширение этой миссии. О том, что мониторинговые операции должны быть восстановлены, отметили также сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Однако еще раз должна отметить, что прекращение этих работ обусловлено распространением инфекции коронавируса в мире и регионе.
Вопрос: Какова официальная реакция Ирана и Грузии на сложившуюся ситуацию?
Анна Нагдалян: Официальная позиция этих двух стран в последние дни была неоднократно высказана и подтверждена, и размещена на их официальных сайтах. Поэтому я воздержусь от их представления.
News.am: Каково мнение Армении насчет угрозы Азербайджана о готовности подвергнуть ракетному обстрелу Мецаморскую атомную электростанцию? Собирается ли Армения предпринять какие-либо шаги в этом направлении?
Анна Нагдалян: Сегодня министерство иностранных дел распространило заявление о том, что наш представитель в международных организациях в Вене Армен Папикян уже встретился с генеральным директором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и представил возникшую с 12-ого июля напряженную обстановку на армяно-азербайджанской границе. Он также коснулся озвученных Азербайджаном угроз в адрес Армении.
Мы рассматриваем эти угрозы как государственный и ядерный терроризм и проявление геноцидальных намерений Азербайджана. Добавлю лишь одно: с одной стороны Азербайджан выступает с опасениями о том, что атомная станция Армении не столь безопасна, поскольку находится в сейсмической зоне, поскольку она “устарела” и так далее. С другой стороны Азербайджан угрожает уничтожить эту АЭС. Это еще раз подчеркивает, что так называемые “опасения” Азербайджана относительно региона носят крайне антиармянский характер.