Брифинг Министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна по окончании заседания Национального Собрания
05 ноябрь, 2020Вопрос: Относительно армяно-российских консультаций, на каком этапе находится эта поддержка?
Зограб Мнацаканян: В этом направлении вся необходимая работа ведется. На данный момент больше сказать не могу, но то, что касается наших договорных отношений, вытекающих из них функций -все, что необходимо, сейчас делается.
Вопрос: Это только этот договор или сейчас обсуждаются договоры других лет? Только договор 1997 года?
Зограб Мнацаканян: Договор 1997 года является базовым, из которого вытекают также и другие функции, которые отражены в прочих документах, на которые вы ссылались.
Вопрос: Господин министр, Вы три раза встречались со своим азербайджанским коллегой, пытаясь достичь прекращения огня, хотя оно трижды нарушилось. Вы разговаривали с ним? В чем причина? Обсуждали ли эти вопросы?
Зограб Мнацаканян: Больше вам скажу. Лидеры трпх стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ трижды прилагали непосредственные усилия для достижении прекращения огня. Трижды три страны-сопредседателя вкладывали в это серьезный потенциал, трижды Армения с полной серьезностью включилась и обеспечила это соглашение. Трижды Азербайджан нарушил эту договоренность, трижды по всей вероятности, получил распоряжение от другого актора - Турции. Трижды у нас была ситуация, когда Азербайджан был не в состоянии проявить ответственность и последовательность в осуществлении соглашения.
Это не значит, что мы перестанем добиваться перемирия, и не в одиночку, а совместно с сопредседателями. В основе лежат четыре пункта, изложенных в совместном заявлении от 10 октября. Они были подтверждены и во время остальных встреч, и мы продолжим последовательную работу в этом направлении.
Вопрос: Чем объясняет Джейхун Байрамов, эти нарушения, тем, что они не могут выполнять взятые на себя обязательства и есть ли какие-то гарантии?
Зограб Мнацаканян: Одним из важных вопросов здесь является внедрение верификационной системы, которая позволит более эффективно реализовать данный процесс. В этом плане работы ведутся и сегодня, и нам необходимо добиться этого. В этом отношении вовлеченность, решимость и работа сопредседателей остаются очень важными.
Вопрос: Лавров предлагает обеспечить работу горячей линии, а также присутствие наблюдателей, чтобы действительно поддерживать режим прекращения огня. Как вы сейчас оцениваете возможность этого?
Зограб Мнацаканян: Повторюсь, речь идет о внедрении верификационной системы, которая сегодня является одним из наших приоритетных вопросов. Не могу сказать, что мы уже добились этого, но это самый важный вопрос, для того, чтобы мы могли реализовать первые два пункта нашего совместного заявления от 10 октября.
Вопрос: Есть ли у нас в повестке вопрос обращения в ОДКБ?
Зограб Мнацаканян: Мы делаем то, что оцениваем. И мы на основе оценки выполнили свою функцию. Мы продолжим делать так, как оцениваем.
Вопрос: Есть ли препятствия для обращения в ОДКБ или нет? Поскольку, как минимум два государства-члена ОДКБ, Беларусь и Казахстан являются прямыми экономическими партнерами Азербайджана. Не опасается ли официальный Ереван, что если обратиться в ОДКБ, то они откажутся обеспечивать безопасность Армении в соответствии с уставом договора.
Зограб Мнацаканян: Вынужден еще раз повторюсь, что Ваш вопрос может быть вопросом глубокого анализа и отдельных долгих дискуссий, семинаров. Но простой и ясный ответ такой, - мы предпринимаем наши шаги так, как считаем необходимым и как считаем целесообразным с точки зрения эффективности и быстроты.
Вопрос: Независимой депутат господин Бабаджанян, в своем интервью “Фактор”-у, заявил, что по его мнению, в конце конечно он сформулировал это как убеждение, основываясь на заключение которое он получил из своих недавних встреч с высокопоставленными официальными лицами, он сказал, что Армения не обращается в ОДКБ, потому что, как отметил мой коллега, основываясь на этих соображениях, а также, что между властями Армении и России достигнута договоренность не обращаться в ОДКБ и воздержаться от этого шага.
Зограб Мнацаканян: Мы с господином Бабаджаняном общаемся и работаем, обсуждаем различные вопросы и продолжим вместе это делать.
Вопрос: Обсуждается ли встреча Пашиняна и Алиева?
Зограб Мнацаканян: На данный момент я не могу сказать, что планируется встреча Пашинян - Алиев. Если она будет запланирована, мы об этом, разумеется, сообщим.
Вопрос: А на уровне министров иностранных дел?
Зограб Мнацаканян: Аналогично. Знаете, последняя встреча была в Женеве. В этом плане работа ежедневная, и наша работа с сопредседателями на всех уровнях продолжается по мере необходимости. Все ситуативно конечно, повторюсь, в тех ситуационных разработках мы сейчас преследуем очень четкие цели.Эти четкие цели выражены в четырех пунктах совместного заявления от 10 октября.
Вопрос: Ожидаете ли вы, что роль США каким-либо образом изменится после президентских выборов?
Зограб Мнацаканян: Могу сказать, что роль и вовлеченность Соединенных Штатов была очень активной. И у меня есть возможность сказать, что эта активность будет продолжена.
Вопрос: После выборов?
Зограб Мнацаканян: Безусловно. Вне зависимости от всего, мы уверены, что наша работа с США в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ будет продолжена, их роль останется активной. Так же активно, как и со стороны России и Франции. Я уверен, что вы все заметили, что участие стран-сопредседателей находится на самом высоком уровне - в плане всех трех сопредседателей.
Вопрос: Господин министр, простите, снова возвращаясь к консультациям,- когда мы увидим результаты?
Зограб Мнацаканян: Я уверен, что когда мы все это увидим, вы узнаете об этом первым.
Вопрос: Как долго продлятся армяно-российские консультации, и когда армянская сторона начнет участвовать? Как власти Армении участвуют в этих консультациях?
Зограб Мнацаканян: Наши консультации продолжаются. Я не могу сказать больше на данный момент.
Вопрос: И они начались сразу после письма премьер-министра?
Зограб Мнацаканян: Мы работаем с тремя сопредседателями, мы работаем с тремя странами также отдельно, в соответствии с имеющимися у нас инструментариями. С первого же дня весь наш инструментарий был применен. Как только мы решили использовать этот компонент в этом новом инструментарии, его же и ввели в действие и будем продолжать это делать.
Вопрос: Господин министр, после письма премьер-министра, какие-то процессы начались или нет? Уточним это так.
Зограб Мнацаканян: Я уже ответил на этот вопрос.
Вопрос: Господин министр, уже известно, что Турция является зачинщиком этой ситуации, есть ли в международном сообществе представление, что какие-либо действия должны быть предприняты против Турции сейчас? И, другими словами, будут ли какие-либо действия против этой страны, чтобы ограничить ее роль?
Зограб Мнацаканян: Для нас очень важно сдерживать агрессивную, дестабилизирующую политику, которая выражается в нашем регионе прямо против нас. В этой связи, конечно, мы продолжим работать со всеми нашими заинтересованными партнерами, которых беспокоит данная ситуация, которая создает нестабильность и ощущается в нашем регионе, сразу выражается в агрессии по отношению к нам. Что касается террористов, то эта тема стоит очень остро и стала реальностью в нашем регионе. Мы продолжим бороться с этим явлением посредством международного сотрудничества, которое уже осуществляется.
Вопрос: Есть ли возможность нейтрализовать эти злополучные резолюции в ООН, потому что теперь из этой атаки ясно, что существующие зоны, которые международное сообщество считает частью Азербайджана, являются легитимными потребностями.
Зограб Мнацаканян: У нас есть четкие цели, для которых есть инструменты. Соответствующие шаги будут предприняты как в ООН, так и в других учреждениях по мере необходимости. Но, повторюсь, самое главное - служить тому, что есть.
Вопрос: Господин министр, Россия заявляет, что вмешается, когда ситуация и боевые действия перекинутся в сторону Армении. Мы видим, что село Давид Бек обстреливается, есть жертвы.
Зограб Мнацаканян: Решения принимаются на основе оценки ситуации.
Вопрос: Сейчас в обществе есть опасения, что Вы регулярно говорите, что по оценке ситуации, но уже в Сюникской области, как вы знаете, ситуация напряженная, есть некоторая напряженность в сторону Вардениса. Почему вы не считаете целесообразным, например, официально обратиться в ОДКБ?
Зограб Мнацаканян: Мы действуем согласно потребности, согласно оценке, с точки зрения эффективности. Все делается по оценочно-консультационным механизмам.
Вопрос: Другими словами, обращаться неэффективно, потому что в данный момент…
Зограб Мнацаканян: На данный момент Республика Армения выполняет все функции, которые необходимо выполнить сейчас.
Вопрос: Нужен ли властям Армении дополнительный потенциал? В любом случае, несколько групп обращаются к премьер-министру с просьбой использовать поддержку прежних властей, хотя бы на консультативном уровне, и разговоры о создании этого штаба постоянно возникают. В связи с этим, был ли у Вас хотя бы повод обратиться к своим бывшим коллегам, была ли у Вас причина, имели ли такой опыт, господин Мнацаканян?
Зограб Мнацаканян: Я не буду снова подробно отвечать на этот вопрос․ Все делается так, как необходимо для достижения наших общенациональных целей.