Вступительное слово министра иностранных дел РА Ара Айвазяна и ответы на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым

07 декабрь, 2020

Уважаемый Сергей Викторович,

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа!

В первую очередь хотел бы поблагодарить российскую сторону в лице Министра иностранных дел Сергея Лаврова, за теплый прием и конструктивный, содержательный диалог. 

Считаю знаковым, что первый визит в качестве министра иностранных дел Армении я совершаю именно в Москву - это недвусмысленно говорит об исключительном характере отношений между Арменией и Россией, и я уверен, что сегодняшние переговоры придадут новый импульс для дальнейшего укрепления и развития наших союзнических отношений. 

У нас с Сергеем Викторовичем уже была возможность встретиться в Ереване,  мы также поддерживаем постоянные контакты по различным вопросам, и сегодняшний визит является логическим продолжением уже сложившейся традиции отношений как наших стран, так и внешнеполитических ведомств. 

Мы сегодня подробно затронули широкий спектр международной и региональной тематики, в первую очередь, конечно же, тематику мира и безопасности в регионе. Естественно, основной акцент пришелся на обсуждение вопросов, связанных с ситуацией, сложившейся в нашем регионе за последние месяцы и в свете принятого 9 ноября сего года совместного заявления.

Россия сыграла ключевую роль в приостановлении турецко-азербайджанской агрессии, развязанной против народа Нагорного Карабаха и продлившейся более шести недель. 9-го ноября, благодаря личному посредничеству президента Владимира Путина, стало возможным согласование и принятие совместного трехстороннего заявления, определяющего установление режима прекращения огня на местах и развертывания российских миротворческих сил в Нагорном Карабахе.

Присутствие российских миротворцев создает условия для восстановления спокойствия и стабильности в регионе и служит гарантией недопущения провокаций со стороны Азербайджана, его регионального спонсора Турции и завербованных ими иностранных боевиков-террористов.      

Прекращение боевых действий открывает возможность для возобновления обсуждений, в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ, по восстановлению мирного процесса.

Мы обсудили также и большой блок вопросов, обусловленный крайне тяжелой гуманитарной ситуацией в Нагорном Карабахе, сложившейся в результате целенаправленных обстрелов вооруженными силами Азербайджана мирных населенных пунктов и важных объектов гражданской инфраструктуры. Мы признательны за ваше оперативное и эффективное участие в решении гуманитарных вопросов. В этом контексте считаем важным привлечение специализированных международных структур для решения гуманитарных задач на местах.

В контексте гуманитарных вопросов приоритетным является, как уже отметил Сергей Викторович, безотлагательный и безоговорочный обмен военнопленными и удерживаемыми лицами, а также возвращение останков без промедления. Мы выразили готовность провести обмен по принципу “всех на всех” и ожидаем, что с азербайджанской стороны не будет никаких попыток сорвать процесс. 

В то же время с азербайджанской стороны не прекращаются случаи бесчеловечного обращения с армянскими военнопленными и удерживаемыми в качестве заложников мирными жителями. Наши военнопленные, мирные жители, не успевшие покинуть свои дома, подвергаются жестоким пыткам и обезглавливаются заживо, ровно тем же образом, как на Ближнем Востоке ИГИЛ поступал с заложниками.

Возмутительны проявления вандализма и святотатства по отношению также к армянским памятникам и религиозным объектам - церквям и храмам в Арцахе.

В ходе этой агрессии и в последовавший за ней период, мы и международное сообщество стали свидетелями новой волны проявлений антиармянской политики, десятилетиями насаждаемой в азербайджанском обществе военно-политическим руководством в Баку. 

По сути, Турция, как основной зачинщик и вдохновитель азербайджанской агрессии против народа Арцаха, и сегодня продолжает вести пагубную для  региона политику. Это вынуждает международное сообщество  задействовать все возможные рычаги, чтобы принудить Турцию к воздержанию от любых действий, которые могут еще более обострить напряженность. Турция должна вывести свой вооруженный персонал и аффилированные с ней террористические группировки из зоны нагорно-карабахского конфликта и Южного Кавказа в целом. Пока нет четких сигналов о выводе иностранных боевиков-террористов из зоны. Напротив, есть достоверная информация о планах Азербайджана расширить географию распространения боевиков-террористов и наемников и переселить их в оккупированные районы Арцаха.  

В ходе сегодняшних переговоров мною ещё раз был обозначен императив необходимости восстановления всех прав ста пяти десятитысячного населения Арцаха и их реализации  на исторической родине.

В контексте усилий по урегулированию нагорно-карабахского конфликта хочу предельно четко подчеркнуть, что в основе нагорно-карабахского конфликта лежит вопрос самоопределения народа Арцаха. Армения выступает, выступала и продолжит выступать с позиции признания права народа Арцаха на самоопределение и безопасность.  

Долгосрочное и прочное урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть достигнуто путем переговоров под эгидой сопредседательства Минской группы ОБСЕ, являющимся единственным механизмом с международным мандатом на урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

В заключение хочу отметить, что сложившаяся ситуация, динамика региональных развитий еще раз подтверждает важность более тесного взаимодействия внешнеполитических ведомств наших стран, координации их на международной арене. 

Еще раз выражаю свою признательность за теплый прием, Сергей Викторович, и ждем Вас в Ереване. 

Спасибо.

Вопрос: Договоренности по Нагорному Карабаху от 9 ноября стали очевидно лишь временным шагом на пути к урегулированию карабахского конфликта. Планируется ли в ближайшее время более содержательные дискуссии по этому вопросу на уровне глав МИД Армении и Азербайджана, или даже высшем уровне, и когда такие встречи могут состояться? Спасибо. 

Ара Айвазян: Я бы сказал, что трехстороннее заявление от 9 ноября - это не временное, а краеугольное заявление в смысле прекращения огня и кровопролития, и есть там определенные параметры касательно возвращения беженцев и другие вопросы, которые очерчивают основные параметры решения карабахского конфликта. 

Но, естественно, основные приоритетные вопросы остаются для всеобъемлющих переговоров, которые начнутся сразу после того, как ситуация в зоне конфликта стабилизируется, и я разделяю с Сергеем Викторовичем мнение, что есть такой осторожный оптимизм в этом смысле. Я думаю, мы должны со всех сторон сделать все возможное, чтобы не было бы повторения той трагедии, которая произошла в течение последних двух месяцев. Естественно, мы отмечаем также важность принятия сопредседателями Минской группы ОБСЕ на Совете министров иностранных дел ОБСЕ на прошлой неделе совместного заявления, что свидетельствует о международной поддержке этого формата для дальнейшего и окончательного решения нагорно-карабахского вопроса. Мы ожидаем в ближайшее время визит сопредседателей в регион и начало консультаций между сопредседателями и министрами иностранных дел, вследствие чего, я думаю, в дальнейшем можно подготовить почву для начала нового переговорного процесса.          

Вопрос: Ара Генриевич, глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу на Заседании Совета глав МИД ОБСЕ заявил, что договоренности, достигнутые по Нагорному Карабаху, могут способствовать улучшению отношений между Ереваном и Анкарой, и он заявил, что это соглашение- реальная возможность прийти к миру после трех десятилетий. Как бы вы могли прокомментировать это заявление? 

Ара Айвазян: Я не собираюсь комментировать слова министра иностранных дел Турции. Я собираюсь напомнить действия Турции за весь период с момента обретения независимости Армении в 1991 году. И начну с трагедии столетней давности - Геноцида армян, и хочу напомнить, что огромное большинство армян в Республике Армения и в Диаспоре, мы являемся прямыми потомками людей, которые пережили первый геноцид 20-го века. У нас есть историческая память. 

С первых дней независимости Армении Республика Армения и ее власти выразили искреннее желание установить добрососедские отношения с нашими соседями- Турцией, без предусловий. В ответ, в 1993 году мы стали свидетелями блокады, которая длится по сегодняшний день, отказ от установления дипломатических отношений и резко агрессивный подход к Армении за весь этот тридцатилетний период. В 2008-2009 гг., если Вы помните, начался процесс так называемой футбольной дипломатии, которую инициировала армянская сторона для нормализации наших отношений с Турецкой Республикой, которая закончилась подписанием протоколов в Цюрихе, которые в итоге остались на бумаге, и Турция в очередной раз отказалась выполнять взятые на себя обязательства, используя различные политические подтексты. 

Совсем недавно, 24 апреля, когда Армения и армяне всего мира чтят память невинных жертв первого геноцида в Османской империи, президент Турции выступил с провокационным заявлением, в котором в принципе он оправдал уничтожение армян в Османской империи, что действительно еще раз подтверждает неготовность Анкары к нормализации отношений. Не говоря уже о последнем периоде, с начала июля, когда было обострение на северной границе между Арменией и Азербайджаном, и Турция начала неприкрыто угрожать Республике Армения устами президента, министра иностранных дел, министра обороны, до начала 27 сентября текущего года агрессией против Арцаха.

Я уже отметил в своем выступлении, я думаю, что Турция играла ключевую роль в разжигании войны против Арцаха, угрожала непосредственно Республике Армения и сыграла крайне негативную роль на протяжении всего этого периода, импортировала боевиков-террористов, оказывала непосредственное участие и, в частности, даже взяла командование военными операциями в свои руки, подрывала трижды договоры об установлении перемирия. Если Вы помните 9 октября после долгих часов обсуждений был достигнут первый такой документ, в дальнейшем и второй, и третий в США. Каждый раз эти согласованности были нейтрализованы именно отрицательной ролью Анкары. 

Мы все разделяем видение “о новом Южном Кавказе”: мы желаем жить в стабильности, в добрососедстве со всеми нашими близлежащими государствами, но для того, чтобы этого достичь, и учитывать всего лишь ту малую часть, что я перечислил, я думаю в первую очередь Анкаре нужно завоевать доверие, которое было потеряно за все это время. И мы посмотрим какие меры для восстановления доверия будет проявлять Анкара не только по отношению к Армении, но и со стороны международного сообщества. И только после этого мы будем оценивать, насколько искренни его слова “о новой эре для Южного Кавказа”. 

Распечатать страницу