Ответы министра иностранных дел Ара Айвазяна на вопросы депутатов Национального собрания во время сессии вопросов и ответов с правительством в Национальном Собрании

20 январь, 2021

Татевик Айрапетян: В последнее время азербайджанская сторона несколько раз утверждала, что нагорно-карабахский конфликт фактически решен. Также, Алиев выступил в Шуши со своей очередной довольно подчеркнутой армянофобской речью и сказал, что думающие о реванше в Армении столкнуться с «железным кулаком». Министерство иностранных дел распространило несколько заявлений, тем не менее, хочу чтобы Вы прояснили, какую позицию занимает в данный момент министерство, и каковы приоритеты, которые имеет наше внешнеполитическое ведомство также в контексте мирного процесса.

Ара Айвазян: Уважаемый Спикер Национального Собрания, уважаемые депутаты, спасибо за вопрос госпожа Айрапетян. Как вы отметили, министерство иностранных дел сделало несколько заявлений по поднятому вами вопросу. В частности, я сошлюсь на комментарий официального представителя министерства на провокационные и оскорбительные заявления президента Алиева в Шуши, которые мы осуждаем. Считаем, что эти заявления не способствуют установлению безопасности и мира в регионе.

Заявления господина Алиева противоречивы, так как с одной стороны он говорит, что конфликт разрешен, а с другой стороны выступает с провокационными заявлениями, разжигающими конфликт, что подтверждает вероятность вступления конфликта в новую стадию, где необходимо формирование совместной повестки армянских сторон. В этой связи считаю очень важным мой недавний визит в Арцах, где мы обсуждали необходимость формирования общей повестки дня, сопоставления и координации нашей работы.

Что касается наших приоритетов, мы их объявили. Прежде всего, армянская сторона готова начать переговоры в рамках сопредседателей Минской группы ОБСЕ, вести переговоры по базовым принципам, по которым ранее была достигнута договоренность.

Во-вторых, для нас приоритетом является деоккупация и в этой связи безопасное возвращение армянского населения в свои поселения.

В-третьих, бесперебойное оказание гуманитарной помощи Арцаху международным сообществом, в частности международными организациями.

И четвертый касается сохранения нашего культурного и религиозного наследия.

Что касается недавних заявлений относительно Шуши, Шуши- это армянский культурный центр, и еще раз хочу сказать, независимо от того, кто что заявляет, мы не согласимся с утверждениями о том, что Шуши может стать тюркским культурным центром. Уверен, что мы в этом направлении получим поддержку международного сообщества. Спасибо.

Татевик Айрапетян: Я хотела бы также коснуться этого вопроса, господин министр, поскольку вы затронули вопрос о сохранении культурного наследия. В последнее время турецкий мир, так сказать, выступает с претензиями касательно Шуши.

Сегодня я получила также информацию о том, что даже после решения ЕСПЧ о применении промежуточной меры, связанной с одним из наших военнопленных, азербайджанская сторона предпринимает шаги и, по сути, лишает права на жизнь. То есть, Азербайджан очевидным образом нарушает принятые по отношению к нему решения структур, и с этой позицией выступает довольно деструктивно в послевоенный период, и важно, чтобы вы перечислили те приоритеты, которые мы имеем в данной ситуации. Спасибо.

Ара Айвазян: Естественно, вопрос пленных для нас является одной из первоочередных задач, и этот инцидент, трагедия, которую Вы отметили, еще раз демонстрирует, что Азербайджан продвигает ложную повестку, связанную с миром, развитием и примирением в регионе. Мы показываем миру по дипломатическим каналам, что Азербайджан не готов к миру. Чтобы говорить о мире, прежде всего, нам нужно создать атмосферу по восстановлению доверия. Мы до сих пор не видели подобных шагов.

Нарек Мкртчян: Господин министр, в прошлом году Армения вступила в Международный альянс за свободу вероисповедания, который дал повод для различных комментариев в контексте отношений Армения-Китай, в том числе и в этом зале. На протяжении всей войны, когда Азербайджан совершал различные посягательства в отношении армянских религиозных ценностей, этот союз никак не отреагировал. Я бы хотел узнать политику МИД в отношении позиции данного блока.

Ара Айвазян: Спасибо за вопрос. Я думаю, что весь ход войны является для нас важной вехой в анализе, чтобы мы внесли соответствующие коррективы в нашу внешнюю политику, и не только по упомянутому Вами вопросу. Единственное, что я могу сказать Вам сегодня, это то, что важнейший вопросом нашей внешней политики был, но сейчас более чем когда-либо остается обеспечение безопасности государства. Исходя из этого и исходя из обеспечения наших государственных и национальных интересов, мы будем принимать трезвые и прагматичные решения. И упомянутая Вами организация не была единственной организацией. Мы серьезно анализируем и вносим соответствующие поправки и коррективы во внешней политике.

Нарек Мкртчян: Господин министр, в действительности, страны, входящие в этот блок, имели право выступать от имени альянса, осуждать любое посягательство на религиозные ценности. Более того, посол Армении в США на министерской встрече в онлайн формате обратился с призывом осудить, но вновь особого отклика не последовало. Я хочу понять, возможно ли рассматривать целесообразность дальнейшего членства в этом альянсе.

Ара Айвазян: Я уже сказал, что мы серьезно анализируем позицию каждой структуры, страны, региона во время войны и будем вносить соответствующие коррективы. Они будут направлены на укрепление нашей национальной безопасности в рамках государственных и национальных интересов.

 

Распечатать страницу