Речь и ответы на вопросы журналистов министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амиром Абдоллахианом
20 октябрь, 2022Уважаемый господин министр,
Дамы и господа,
Рад приветствовать в Ереване моего коллегу и хорошего друга, министра иностранных дел Исламской Республики Иран Хосейна Амира Абдоллахиана.
Господин министр, спасибо, что приняли мое приглашение и посетили нашу страну. Хотя в последнее время у нас были возможности встретиться на различных международных площадках и общаться в ходе телефонных разговоров, но должен отметить, что наши встречи в столицах наших стран имеют большее значение.
Сегодня с моим другом господином Абдоллахианом с удовлетворением отметили, что отношения между двумя странами, основанные не только на тысячелетней дружбе и братстве наших народов, но и на глубоком понимании наших общих естественных государственных интересов, последовательно углубляются в различных сферах.
Ключевой темой наших обсуждений, естественно, была ситуация, касающаяся региональной безопасности и стабильности. Я представил коллеге подробности, связанные с работами по разработке мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Естественно, я коснулся подробностей и последствий широкомасштабной агрессии, развязанной Азербайджаном 13-14 сентября против суверенитета и территориальной целостности Республики Армения. Я подтвердил императиву вывода азербайджанских вооруженных сил с суверенной территории РА, освобождения и возвращения незаконно удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных, выяснения судеб жертв насильственных исчезновений и соблюдения режима прекращения огня.
Мы сошлись во мнении, что проблемы между странами региона должны решаться посредством переговоров и конструктивного диалога, исключающего применение силы или угрозу ее применения.
Мы высоко ценим принципиальную и четкую позицию дружественного Ирана относительно территориальной целостности Армении, а также усилия иранской стороны, направленные на установление стабильности и мира в регионе.
Уважаемые участники,
В ходе встречи с моим коллегой обсудили вопросы, касающиеся нашего сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней площадках, и выразили готовность совместными усилиями обогатить армяно-иранскую повестку. Мы обменялись мнениями о перспективах придания существующему сотрудничеству нового импульса в сферах торговли, энергетики, транспорта, высоких технологий, обсудили тему продолжения и завершения крупных совместных экономических проектов.
Мы придаем особое значение укреплению отношений с Ираном в области дорожной инфраструктуры, и в этой связи, безусловно, нужно подчеркнуть важность реализации проекта международного транспортного коридора «Персидский залив-Черное море», который может включить и другие заинтересованные стороны и страны.
Я рад, что этот визит министра Абдоллахиана также будет ознаменован очень важным событием- торжественной церемонией открытия Генерального консульства Исламской Республики Иран в Капане, в которой мы с коллегой примем участие. Это знаменательный и символичный шаг, свидетельствующий о готовности поднять сотрудничество между нашими двумя странами и дружественными народами на качественно новый уровень. Я также уверен, что Генеральное консульство Ирана внесет свой положительный вклад в деле развития торгово-экономической, транспортной, энергетической и научно-образовательной сфер в Сюникской области.
Уважаемый господин Абдоллахиан,
Еще раз позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы находитесь в Ереване в этот важный период, полный вызовов для наших стран. На этом закончу свою речь и с радостью передам Вам слово.
***
Вопрос: Уважаемый господин министр, недавно в Праге были достигнуты договоренности по урегулированию территориальных разногласий между Азербайджаном и Арменией. Хотелось бы получить информацию о механизмах, которые обсуждались для решения этой задачи.
Арарат Мирзоян: Благодарю за вопрос. Да, как Вы отметили состоялась встреча в Праге. И это далеко не единственная встреча, которая была организована и реализована в рамках усилий по установления мира. Встречи с целью обсуждения мирного договора, а также других вопросов касающихся армяно-азербайджанских отношений и вопроса Нагорного Карабаха продолжаются на различных площадках и в разных форматах.
Мы везде стараемся быть конструктивными и находить взаимоприемлемые решения. Однако, я не преувеличу, если скажу, что главным препятствием на пути к действительно большому прогрессу является максималистский подход Азербайджана и его нежелание достигнуть взаимоприемлемых решений с Арменией. Надеемся, что в ближайшее время данные разногласия так или иначе будут преодолены в и мы сможем достигнуть взаимоприемлемых раскладов и решений.
Вопрос: На каком этапе находится проект Международного транспортного коридора Персидский залив-Черное море и какие перспективы он может открыть для стран региона, а также какие шаги предпринимаются для привлечения к этому проекту других стран, в частности Индии?
Арарат Мирзоян: Дополняя словам многоуважаемого министра, хочу сказать, что Армения действительно заинтересована в транспортном коридоре Персидский залив-Черное море, и мы, как Иран и Болгария, уже предподписали соответствующие соглашение. Переговоры ведутся также и с другими странами, в том числе со странами, которые изначально не были вовлечены в данный процесс. Считаю, что коридор будет интересен, в том числе и для Индии, и мы всё же сможем воплотить данную идею в жизнь.
Прошу прощения, однако, я хотел бы продолжить ответ и на предыдущий вопрос. Снова продолжая тему переговоров, хочу сказать, что представляя конструктивность армянской стороны я отметил, что, к сожалению, со стороны Азербайджана мы сталкиваемся только с максималистскими подходами, но есть ещё одно обстоятельство, которое, я думаю, может поставить под сомнение искренность сторон по достижению мира, по крайней мере, одной из сторон. И заключается оно в следующем: пока ведутся мирные переговоры, постоянно звучат угрозы применения силы, или же как говорится, применяется сила, и происходит агрессия одной страны ведущей переговоры против другой. Я думаю все согласятся, что это пожалуй, не является наилучшей формой искренних переговоров, примером мира и свидетельством стремления к установлению мира. Спасибо.
Вопрос: Мой вопрос относится к строительству коридора соединяющего Азербайджан и Нахичеван. Хотелось бы услышать вашу точку зрения по данному вопросу.
Арарат Мирзоян: Спасибо за вопрос. Однако, считаю, что была допущена определённая ошибка при формулировке вопроса. Конечно, после агрессии против Нагорного Карабаха в 2020 году, военные действия были остановлены трехсторонним заявлением, и также в последующих взаимосвязанных с ним трехсторонних заявлениях, была подчеркнута важность разблокирования транспортной и экономической инфраструктур региона. И в данном трехстороннем заявлении в контексте разблокирования всех этих инфраструктур, делается акцент на установление транспортного сообщения между основной частью Азербайджана и Нахичеваном. Мы участвуем в этих дискуссиях в формате трехсторонней рабочей группы. И мы, как и неоднократно заявляли ранее, готовы открыть дороги и для азербайджанских пассажирских и грузовых перевозок. Разумеется, зафиксировав и не ставя под сомнения то, что все открываемые или вновь строящиеся инфраструктуры должны оставаться под суверенитетом и действовать согласно юрисдикции тех стран, по территории которых они проходят, в том числе упомянутая Вами дорога, по которой азербайджанцы могут добраться до Нахичевана с основной части Азербайджана, или, вообще, граждане и товары третьих стран могут использовать эту дорогу, чтобы пересечь их путь. Мы считаем, что в этом вопросе могут быть более современные решения, такие как электронное декларирование грузов и т.д. Не хочу сейчас вдаваться в подробности... Главное требование, которое есть у армянской стороны в этой связи, чтобы дороги оставались под нашим суверенитетом и действовали по нашему законодательству. Однако, к сожалению, как я уже упоминал ранее, мы сталкиваемся с непримиримым поведением Азербайджана в данном вопросе. Могу также сказать, что мы видим, что третьи страны, иногда даже неожиданные третьи страны, поддерживают азербайджанскую версию насчет этой дороги. Повторюсь, мы неоднократно говорили, что не может быть и речи об открытии коридора через территорию Армении с экстерриториальным статусом или же с отдельными регуляциями присущими этому статусу.
Вопрос: Мой вопрос адресован уважаемому господину Мирзояну. Учитывая процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией начиная с 2019 года хотелось бы узнать, какой прогресс достигнут, особенно учитывая поддержку со стороны Турции Азербайджану и их заявления о поддержке Азербайджану в ходе их недавних переговоров. Хотелось бы узнать на какой стадии процесс и какие есть ожидания?
Арарат Мирзоян: Спасибо за вопрос. Действительно, для региональной геополитической картины этот вопрос также важен. Обе страны уже назначили специальных представителей, которые уже провели четыре встречи и провели предметные дискуссии по установлению дипломатических отношений между Арменией и Турцией и открытия границы, которая была закрыта со стороны Турции,. Также хочу отметить, за это время по приглашению министра иностранных дел Турции я принял участие в Анталийском дипломатическом форуме, а также в Праге, о чем я упоминал чуть раньше, несколько дней назад состоялась встреча премьер-министра Армении и президента Турции. Я должен отметить, что считаю этот процесс позитивным, и действительно ориентиром для нас является установление отношений и открытие границы. В то же время я считаю, что наши собеседники из Турции должны все меньше связывать этот процесс с армяно-азербайджанским переговорным процессом, и, наоборот, должны осознать, что успех диалога Армения-Турция может оказать положительное влияние на армяно-азербайджанский переговорный процесс. Опять, хочу подчеркнуть, что иногда звучат высказывания основываясь на которых, можно подумать, что та же самая Турция более заинтересована в открытии коридора с экстерриториальном статусом, чем, например, Азербайджан. Повторюсь, более конструктивная позиция Турции по процессу Армения-Турция, наоборот, могла бы положительным образом повлиять на армяно-азербайджанский процесс.