Заявление министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна для прессы и ответы на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Северной Македонии Буяром Османи
13 апрель, 202313 апреля министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян встретился с находящимся в Армении с рабочим визитом действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Северной Македонии Буяром Османи.
Встреча началась с беседы тет-а-тет, затем продолжилась в расширенном формате, после чего состоялась пресс-конференция министров иностранных дел двух стран.
В своем выступлении министр иностранных дел Мирзоян, в частности, отметил:
«Уважаемый господин министр, господин Османи,
Уважаемые коллеги,
Еще раз приветствую Вас в Ереване в рамках Вашего визита в Армению в качестве действующего председателя ОБСЕ. Этот визит проходит в непростое для Армении время, когда мы сталкиваемся с угрозами и вызовами, которые напрямую связаны с основополагающими принципами и мандатом ОБСЕ, безопасностью и стабильностью в регионе, и визит действующего председателя ОБСЕ в Армению является хорошей возможностью обсудить существующие проблемы в регионе, подчеркнуть роль ОБСЕ, возможность вовлеченности и перспективы нашего дальнейшего сотрудничества со структурой.
Безусловно, Армения на постоянной основе предоставляет партнерам по ОБСЕ достоверную информацию о ситуации с безопасностью в регионе, о событиях на границе Армении и Азербайджана и вокруг Нагорного Карабаха. В ходе сегодняшней встречи мы коснулись последних событий вокруг ситуации, я представил своему коллеге последствия агрессии Азербайджана, нападений и оккупации суверенной территории Республики Армения с мая 2021 года, а также последствия азербайджанской провокации и агрессивных действий в селе Тех Сюникского района Республики Армении 11 апреля, накануне визита. Должен подчеркнуть, что агрессивные действия Азербайджана являются грубыми нарушениями ценностей ОБСЕ и ряда основополагающих принципов Хельсинкского Заключительного акта.
В этом контексте я подчеркнул важность направления миссии ОБСЕ по установлению фактов в Армению сразу после сентябрьской агрессии 2022 г., которая предоставила возможность наблюдателям ОБСЕ ознакомиться на местах с военной агрессией Азербайджана и с ее гуманитарными последствиями. Хотел бы добавить, что, по нашему мнению, наблюдения и итоговый отчет миссии должны быть доступны всем государствам-участникам, а также другим представителям международного сообщества как источник объективной информации о ситуации, сложившейся вследствие азербайджанской агрессии.
Уважаемые присутствующие,
В ходе обсуждений с моим коллегой мы также коснулись приоритетов председательства Северной Македонии в ОБСЕ, а также стоящих перед организацией препятствий и возможных усилий по их устранению.
В контексте последних геополитических событий сегодня перед ОБСЕ стоят серьезные вызовы. Эти вызовы требуют от всех государств-участников решения текущих вопросов в зоне ответственности ОБСЕ посредством использования всех механизмов инструментария Организации и выражения по ним четких позиций без селективного подхода, политических предпочтений и геополитических приоритетов.
Уважаемые присутствующие,
Как вам известно, Азербайджан уже четвертый месяц незаконно держит в блокаде Лачинский коридор, игнорируя решение Международного Суда от 22 февраля, имеющее юридически обязательную силу, и четкое требование международного сообщества обеспечить его выполнение. Блокировкой Лачинского коридора, запугиванием, а также другими действиями, направленными на вынуждение армян Нагорного Карабаха покинуть свои дома, Азербайджан стремится провести систематическую политику этнической чистки в Нагорном Карабахе. Я хотел бы подчеркнуть, что Международный Суд подтвердил существование непосредственной угрозы нанесения непоправимого ущерба правам армян в рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В этом контексте, учитывая сложившуюся ситуацию, я вновь подчеркнул, что беспрепятственный доступ международных гуманитарных организаций в Нагорный Карабах, направление международной миссии по установлению фактов в Нагорный Карабах и в Лачинский коридор могут иметь большое значение, чтобы положить конец лживым тезисам, регулярно распространяемым Азербайджаном, предотвратить предстоящую агрессию, положить конец человеческим страданиям и установить стабильность в регионе.
Я представил вниманию моего коллеги также нарушения со стороны Азербайджана положений трехстороннего Заявления от 9 ноября. Азербайджан отказывается возвращать всех армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в качестве заложников, проводя против них фиктивные судебные процессы.
Наряду с тем, что Баку не обеспечивает возвращение в Нагорный Карабах и прилегающие районы внутренне перемещенных лиц и беженцев под контролем Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, в соответствии с Заявлением от 9 ноября, так еще и населяет азербайджанцами армянские населенные пункты, перешедшие под его контроль.
Открыто игнорируя основополагающие принципы международного права, азербайджанская сторона продолжает свою воинственную риторику и ненавистнические высказывания, угрожая новой агрессией и ставя под угрозу региональную стабильность.
Уважаемые присутствующие,
Армения последовательно выполняет свои обязательства по Заявлению от 9 ноября 2020 г. и предпринимает усилия по установлению всеобъемлющей и долгосрочной стабильности в регионе. С этой целью Армения добросовестно продолжает переговоры с Азербайджаном для урегулирования отношений, в том числе и по проекту мирного договора. Хотел бы подчеркнуть, что решение вопросов прав и безопасности народа Нагорного Карабаха в рамках диалога, гарантированного на международном уровне, является ключевым для окончательного урегулирования.
Убеждены в том, что ОБСЕ как организация, занимающаяся нагорно-карабахским конфликтом с 1990-х годов, должна активизировать свою вовлеченность, в том числе для предотвращения любого проявления применения силы. Мы придаем большое значение роли председательства ОБСЕ, а также участию структур, созданных для урегулирования нагорно-карабахского конфликта в соответствии с их мандатом.
В заключение я хотел бы отметить, что, пользуясь случаем, сегодня мы также обменялись мнениями по вопросам двусторонней повестки между Арменией и Северной Македонией. Армения придает большое значение своим отношениям с Северной Македонией и готова и впредь развивать нашу двустороннюю повестку и взаимовыгодное сотрудничество. Уверен, что совместными усилиями мы сможем развивать сотрудничество во всех сферах, представляющих взаимный интерес.
Господин Османи,
Вновь благодарю Вас за сегодняшние обсуждения и с удовольствием передаю Вам слово».
***
Вопрос («Общественное телевидение»): Мой вопрос адресован обоим министрам иностранных дел. В контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта была подчеркнута необходимость активного участия Минской группы ОБСЕ, а также ОБСЕ, но, как известно, после войны президент Азербайджана неоднократно заявлял, что конфликта больше не существует, хотя факты доказывают обратное. Кроме того, говоря о роли Минской группы ОБСЕ, он отметил, что она исчерпала себя и в ней больше нет необходимости. Как бы Вы это прокомментировали? Не способствует ли это дальнейшей эскалации конфликта?
Арарат Мирзоян: Я думаю, что мы не можем руководствоваться утверждениями Азербайджана, особенно учитывая тот факт, что очень часто многие азербайджанские утверждения по различным темам содержат в себе противоречия. Можем упомянуть пример Лачинского коридора, когда Азербайджан утверждал и, полагаю, продолжает утверждать, что этот коридор не перекрыт, не заблокирован, но в то же время или с интервалом в два дня утверждал, что коридор заблокирован гражданскими активистами, занимающимися экологическими вопросами, у которых есть опасения касательно окружающей среды, а затем заявляет, что эти активисты должны проводить досмотр транспортных средств и лиц, проходящих через коридор и т.д. Если мы будем руководствоваться азербайджанскими утверждениями, то окажемся в полном замешательстве.
Более того, Азербайджан утверждает, что не только Минской группы больше не существует, но и Нагорного Карабаха, нагорно-карабахского конфликта не существует, в этом контексте вообще нет вопроса, который подлежит урегулированию, международному обсуждению, решению и т. д. Если конкретизировать ответ и говорить именно о поднятой Вами вопросе, то дело в том, что ни одна страна-участница ОБСЕ не может в одиночку положить конец механизму, институту, решению, на которое согласились все страны-участницы и созданному фактически всеми государствами-членами. Минский процесс, Минский формат существует, другое дело, что по многим причинам, объективным и субъективным, деятельность сопредседательства на данный момент заморожена. Я уверен, что Минскому процессу и Минской конференции, о которых изначально говорилось, еще предстоит проделать свою работу и сыграть свою роль в решении вопросов прав и безопасности армян Нагорного Карабаха. И, в целом, ОБСЕ тоже предстоит проделать работу, так как речь идет не только о Минском процессе, но и о других институтах, речь идет о личном представителе действующего президента, о выполнении его мандата и о осуществлении его возможностей. Я уверен, что ОБСЕ есть еще, что сделать. Мы также говорили о миссии по установлению фактов, которая была направлена в регион в декабре 2022 г.
Вопрос («Радио Свобода»): Несколько дней, может быть, недель назад премьер-министр Пашинян сказал, что согласно плану планируется заменить подразделения Министерства обороны вдоль армянской границы на пограничные подразделения. Будучи очевидами того, что сейчас происходит, мы знаем, что азербайджанцы вторглись на границу Армении, и один из них до сих пор не найден, по крайней мере, нашими пограничники и армией, не видите ли Вы здесь дополнительных рисков? И согласится ли Баку заменить армию пограничниками? Спасибо.
Арарат Мирзоян: Действительно, замена армии и вооруженных сил на границе между Арменией и Азербайджаном представителями пограничной службы, я уверен, должна быть частью окончательного урегулирования. Это важно по нескольким причинам, понимая также, что, конечно, во всех странах пограничная служба выполняет пограничную миссию, однако инструменты разные, даже оружие, военная техника разные и т.д. И я уверен, что передача пограничного контроля пограничной службе значительно снизит вероятность дальнейших новых конфликтов, включая вероятность новых вторжений на территорию Республики Армения. Эта идея обсуждается, эта идея не новая, мы ранее публично предлагали возможность вывода вооруженных сил на определенное расстояние друг от друга, и это обсуждается в настоящее время. И я также могу раскрыть небольшой секрет: этот вопрос является также частью обсуждений по проекту мирного договора, по крайней мере в виде наших предложений. Повторяю, мы считаем важным внедрение этого механизма.
Сейчас у нас уже есть такой механизм в некоторых частях границы между Арменией и Азербайджаном, где контроль осуществляет пограничная служба. И опыт показывает, что вероятность столкновений на этих территориях, а точнее, история показывает, что механизм, который я отметил эффективен и, действительно, работает. К сожалению, мы имеем дело со многими нерешенными вопросами: например, я упомянул, что мы вели переговоры и что этот вопрос является частью переговоров, но также параллельно с переговорами мы видим, что на местах Азербайджан пытается, продолжает свою открытую политику применения силы. И когда, как говорится, на местах не применяется сила, мы постоянно слышим на самом высоком уровне угрозы применения этой силы, запугивание мирного населения, гражданского населения. И эти максималистские, агрессивные подходы проявляются в ходе переговоров и в других взаимосвязанных вопросах, в том числе в вопросе замены вооруженных сил пограничниками. Вместе с тем, это не мешает нам продолжать работу в этом направлении, и, возвращаясь к конкретному вопросу, да, это должно быть частью общего урегулирования и окончательного урегулирования.