Глава МИД Армении посетил Ереванский государственный университет, выступил на факультете Международных отношений

02 сентябрь, 2010

В соответствии с установленной в последние годы традицией, в День знаний министр иностранных дел Эдвард Налбандян посетил Ереванский государственный университет, где выступил перед профессорско-преподавательским составом и студентами факультета международных отношений.


Прилагаем речь министра иностранных дел и ответы на вопросы студентов.


Уважаемый господин Симонян,
Уважаемые преподаватели, дорогие студенты,
Хочу поздравить вас с началом учебного года, а студентов первого курса – с поступлением на самый престижный факультет главного ВУЗа, пожелать вам полный знаниями и успехов учебный год.


Наша ставшая традиционной встреча 1-ого сентября в факультете международных отношений государственного университета создает хорошую возможность, чтобы коснуться событий внешней политики, предпринимаемых нашей дипломатией шагов, ответить на ваши вопросы.


Со дня нашей предыдущей встречи произошли довольно важные развития в процессе карабахского урегулирования, предпринимаемых нашей дипломатии шагов на европейском направлении, и в армяно-турецких отношениях, а также углубления двусторонних отношений с разными странами.


Прошедший год ознаменовался дальнейшим укреплением армяно-российских союзнических и стратегических отношений, кульминацией которого стал государственный визит Президента России Медведева в Армению, переговоры с Президентом Армении Саргсяном, достигнутые во время визита договоренности и подписанные документы.


За этот период в карабахском урегулировании были приняты афинское заявление министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, заявление президентов стран-сопредседателей Медведева, Саркози и Обамы в ходе состоявшегося в Мускоке саммита Большой Восьмерки, в рамках встречи глав МИД ОБСЕ заявление глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы – министров иностранных дел Лаврова, Кушнера и заместителя госсекретаря США Стайнберга. В последних заявлениях закрепляется право на самоопределение, которое должно быть реализовано путем волеизъявления народа Нагорного Карабаха, имеющего обязательную правовую силу.
Если помните, два года назад в этом же зале мы говорили о том, что переговоры должны вестись на основе мадридских предложений, основанных на трех принципах международного права – неприменение силы или угрозы ее применения, право на самоопределение и территориальной целостности. Тогда Азербайджан отрицал даже существование мадридского документа. За последние два года международное сообщество, ОБСЕ, сопредседатели выступили с многочисленными заявлениями, созвучными с нашей позицией. За последние два года переговоры велись именно на основе мадридских предложений, именно на основе этих принципов. А в алматинском заявлении страны-сопредседатели подчеркнули, что предложенные принципы и положения по урегулированию вопроса были разработаны как единое целое, и нельзя отдавать предпочтение одним из них перед другими. Это тоже соответствует нашей позиции.


За прошедший период на качественно новый уровень поднялись отношения Армении с Соединенными Штатами, что ознаменовалось визитом Президента Республики Сержа Саргсяна в Вашингтон, встречей с Президентом США Бараком Обамой, а также ереванским визитом Госсекретаря США Хилари Клинтона.


Начались переговоры по заключению Соглашения об ассоциации с Европейском Союзом, в результате которых на существенно новую основу будет поставлено сотрудничество между Арменией и ЕС.


В течение этого периода довольно важные развития произошли в армяно-турецких отношениях. Ровно год назад, за 6 недель до запланированного подписания, были опубликованы армяно-турецкие протоколы. Вы, как преподаватели и студенты факультета международных отношений, знаете, что в международных отношениях не принято, чтобы согласованные документы были опубликованы до их подписания, более того за шесть недель до подписания. Мы обнародовали эти документы, и стало ясно, что слухи о том, что в текстах есть какая-либо увязка с карабахским вопросом, или что ставится под вопрос важность признания Геноцида – все это не соответствовало действительности. Мы начали этот процесс на основе взаимопонимания с турецкой стороной, что движемся по направлению урегулирования отношений без предусловий и с этим же взаимопониманием согласовали и подписали эти протоколы.
Дальнейшие развития показали, что турки не могут уважать и выполнять взятые на себя обязательства. Армянская сторона была вынуждена приостановить процесс ратификации протоколов, заявив, что будет возможно двигаться вперед только в том случае, когда турецкая сторона будет готова идти на нормализацию отношений без предусловий. В течение всего времени процесса и после приостановления ратификации протоколов наши шаги с пониманием принимались и пользовались поддержкой международного сообщества. Армения, выступая в качестве ответственного, доверительного партнера, укрепила свой престиж на международной арене.


Что касается отношений с другими странами, то за этот период состоялись многочисленные взаимные визиты на разных уровнях, переговоры, встречи, были достигнуты договоренности, подписаны межгосударственные документы, которые могут стать серьезной основой для развития двусторонних отношений с разными странами.


Как помните, в прошлом году в сентябре мы заявили, что откроем дипломатическую школу при МИДе. Так и случилось. Я рад, что большинство слушателей школы – выпускники именно факультета международных отношений. То есть, ваш факультет - именно та основа, которая дает возможность для вступления в ряды МИДа.


Скоро мы объявим новый конкурс на 2011 год. И я надеюсь, что многие обратятся, как было в прошлом году. Двери нашей дипломатической школы открыты для всех, кто имеет знания и желает служить Родине.
Спасибо.


Отвечая на вопросы студентов, Эдвард Налбандян, в частности, сказал:
Мы считаем, что инициатива Азербайджана – представление резолюции в Генеральной Ассамблее, деструктивный шаг, который может нанести серьезный ущерб переговорному процессу. Большинство стран членов ООН считает, что подобные вопросы не должны быть перенесены в Генеральную ассамблею, а должны быть обсуждены в рамках установленных переговорных форматов.


Именно это является причиной того, что большинство государств-членов ООН считает, что такого рода вопросы не стоит перемещать в Генеральную ассамблею, нужно обсуждать их в рамках утвержденных переговорных форматов. Именно в этом причина того, что резолюция, представленная Азербайджаном в 2008 году, из 192-х голосов получила лишь 39 «за», да и то большинство от стран-членов Организации Исламская Конференция. Ни один из 5 постоянных членов Совета безопасности не проголосовал «за», а страны-сопредседатели проголосовали против. Азербайджан использует Организацию Исламская Конференция, злоупотребляя фактором исламской солидарности. Попытки придать религиозную сущность подобным вопросам очень опасны.
Что мы предусматриваем или что делаем в связи с этой резолюцией? Во время нашей предыдущей встречи я говорил, что дипломатия похожа на айсберг, та часть, которая видна, это только маленькая часть айсберга, большая часть – невидима, и это именно та работа, о которой не принято детально говорить. В противном случае ожидаемые результаты могут быть меньше.


Да, мы предпринимаем необходимые шаги, я привел три основных заявления, которые представляют собой мнение международного сообщества, подходы по урегулированию карабахского конфликта, которые были приняты в последнее время, и которые созвучны нашим подходам. Вы думаете, эти позиции берутся из воздуха? Если Азербайджан попирает важнейший принцип международного права о неприменении силы или угрозы применения силы, то, вопреки этому, все международное сообщество придает важность ему как основополагающему принципу в процессе урегулирования Карабахской проблемы. Вы считаете, что если бы кто-то поддерживал позицию Азербайджана, то этот принцип с такой очевидностью оказался бы в документах по урегулированию проблемы? Нет.
Очевидно, что это результат предпринимаемых соответствующих шагов. Нет нужды публиковать все подробности дипломатической кухни.


Будьте уверены, что возможные шаги предпринимаются, чтобы нагорно-карабахский вопрос был урегулирован путем переговоров, получил мирное решение на основе принципов и норм международного права. Один из важнейших принципов – это именно право на самоопределение, путем которого должен быть решен важнейший вопрос проблемы – вопрос статуса Нагорного Карабаха.


Касаясь вопроса относительно армяно-турецких отношений, Эдвард Налбандян сказал: “С турецкой стороны есть разные слухи, что якобы ведется “молчаливая дипломатия”. Во время встреч и меня спрашивают, о какой «молчаливой дипломатии» идет речь. Знаете, в одной русской песне есть слова: «Тихо сам с собою я веду беседу». Наверное, турки сами с собою ведут тихие беседы. Могу сказать, что с 10 октября прошлого года с турецкой стороны не было предпринято ни единого конструктивного шага в этом направлении. Посмотрим, когда турки будут готовы и будут ли готовы? В отличие от турецкой стороны наше слово не отличается от дела.
 

Распечатать страницу