Министр иностранных дел Армении принял участие в Стратегическом форуме в г.Блед
29 август, 202329 августа в рамках Стратегического форума в г. Блед министр иностранных дел Армении принял участие в панельной дискуссии «Новые архитекторы безопасности: кто?»
Ниже представлены ответы министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна на вопросы модератора.
В рамках форума также состоялись двусторонние встречи и обсуждения министра Мирзояна с коллегами, участвующими в форуме.
Модератор: Вы из региона с довольно богатой историей конфликтов, однако некоторые “замороженные конфликты” все еще продолжаются. И раз уж Посол упомянул о структурах, институтах, международных организациях, как Вы оцениваете потенциал существующих структур в вопросах безопасности? Могут ли они эффективно помогать или нам нужно что-то новое? Как Вы считаете?
Арарат Мирзоян: Прежде всего, позвольте мне присоединиться к моим коллегам и выразить признательность Словении за организацию этого очень важного форума, несмотря на трудности и природную катастрофу. Для нас это не только возможность обменяться мнениями, но также выразить нашу солидарность со словенским народом.
Итак, перейдем к Вашему вопросу. Ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, на протяжении десятилетий у нас были все необходимые институты. Они накопили все инструменты и средства, которые нужны или могут понадобиться для управления кризисами и конфликтами. С другой стороны, когда дело доходит до реальных кризисов и конфликтов, мы видим, что данные инструменты и институты неэффективны.
Поэтому, чтобы убедиться в том, что мне удалось правильно очертить вам картину, я хотел бы описать ситуацию на реальном примере. Вы все знаете о Нагорном Карабахе, регионе на Южном Кавказе. На данный момент там проживает 120 тыс. человек, которые находятся в настоящей средневековой осаде вследствие блокирования Лачинского коридора, который был предусмотрен для обеспечения связи между Республикой Армения и Нагорным Карабахом, а также для свободного передвижения людей. Это единственная дорога жизни, связывающая Нагорный Карабах с внешним миром. Уже 8 месяцев как Азербайджан блокирует Лачинский коридор, а с 15 июня он полностью заблокировал коридор, и теперь ни продукты, ни медикаменты, ни топливо - ничего не проходит через данный коридор в Нагорный Карабах. Поэтому я снова повторю, чтобы вы понимали ситуацию: примерно 2 тыс. беременных женщин, 30 тыс. детей, 20 тыс. пожилых людей, людей с заболеваниями остались без еды, лекарств и топлива. Азербайджан уже прекратил подачу газа и электроэнергии. И на сложившуюся ситуацию есть многочисленные реакции международных организаций, граждан и независимых экспертов. Также есть заявления Генерального секретаря ООН, специальных экспертов ООН, специальных докладчиков и таких авторитетных организаций, как Human Rights Watch, Amnesty International и многих других. Есть мнения независимых экспертов, таких как бывший Генеральный прокурор Международного уголовного суда, а также Совета Европы. Столько институтов, авторитетных организаций, органов, граждан, которые четко заявили, что Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, а в результате мы имеем гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе и риск возникновения там гуманитарной катастрофы. А что дальше? Ничего. Есть два решения Международного суда, высшего юридического органа. Мы, нации всех стран объединились и создали Организацию Объединенных Наций, в рамках которой или параллельно которой создали этот высший юридический орган - Международный суд, и этот суд вынес два решения, согласно которым Азербайджан должен обеспечить доступ по этому коридору, и что произошло? Ничего. Следовательно, проблема не в институтах. Нет недостатка в институтах или их отсутствия, нам нужно что-то другое. Я считаю, что не хватает политической воли, не хватает уважения к правилам, причем не только со стороны того, кто нарушает правила, но и со стороны всех нас. Мы все должны нести ответственность за соблюдение этих правил, потому что альтернатива этому - хаос, потому что альтернатива - это ситуация, когда чья сила, того и правда, но, как вы знаете, всегда есть кто-то сильнее.
Отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы задать другой: устраивает ли нас эта ситуация и что мы собираемся с ней делать?
Модератор: Как опытный политик, какой Вы видите роль политики в сфере безопасности, и нужно ли что-то менять в подходах, которые применяются политиками на сегодняшний день?
Арарат Мирзоян: Я бы не назвал себя опытным политиком, однако…
Модератор: Я называю.
Арарат Мирзоян: Благодарю. Уважаемые коллеги, мне очень жаль портить весьма красивый разговор и дискуссию, однако у меня складывается впечатление, что когда мы говорим “безопасность”, мы подразумеваем безопасность только великих держав. Когда мы говорим “честь”, речь идет только о чести крупных игроков. Или надо быть по крайней мере размером с Польшу, чтобы иметь право быть частью этого разговора и иметь соответствующие ожидания. Мне очень понравилась Ваша речь, г-н Генеральный секретарь, но Вы не сможете “отремонтировать дом”, пока не признаете, что проблема заключается не только в войне на Украине. Я не врач, я, как вы услышали - опытный политик, но я знаю, что первый и, наверное, один из самых важных шагов - это поставить диагноз. Не поставив правильный диагноз, нельзя исправить ситуацию. Наверное, самый прямой, искренний и очевидный ответ на ваш вопрос, потому что на самом деле все знают ответ, - это истинная политика, основанная на ценностях, антропоцентризм: решением является человекориентированная политика. Я думаю, это и есть ответ.