Заместитель министра иностранных дел Армении Роберт Абисогомонян выступил на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ

26 март, 2025

26 марта в Вене заместитель министра иностранных дел Армении Роберт Абисогомонян выступил на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, созванном по инициативе Армении.

В ходе заседания представители около двадцати стран-участниц ОБСЕ также выступили с заявлениями, в основном приветствуя достижение согласия по тексту Мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном и завершение переговоров, а также призывая к его скорейшему подписанию и ратификации.

В своем выступлении заместитель министра иностранных дел Армении отметил:

«Ваши Превосходительства,
Уважаемые дамы и господа,

Я хотел бы поблагодарить финское председательство за созыв этого специального заседания Постоянного совета.

Для меня особое удовольствие вернуться в ОБСЕ, особенно по столь важному поводу — проинформировать государства-участников ОБСЕ о том, что текст «Соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Республикой Армения и Республикой Азербайджан» согласован, и переговоры по проекту Соглашения завершены.

В результате почти трехлетних интенсивных переговоров, 13 марта 2025 года Армения согласилась с последней версией Соглашения и проинформировала об этом азербайджанскую сторону.

Завершение работы над документом — это огромный прорыв и веха в продолжающемся десятилетиями конфликте, представляющая собой поворотный момент, который открывает историческую возможность проложить путь к региональному миру.

Излишне говорить — этот процесс потребовал подлинной приверженности мирной повестке, неустанных усилий и стратегического терпения для нахождения решений по ряду чувствительных вопросов и преодоления первоначальных различий.

Таким образом, после всех этих усилий мы завершили подготовку текста проекта и теперь готовы начать обсуждение даты и места его официального подписания. 20 марта 2025 года премьер-министр Армении предложил президенту Азербайджана начать совместные консультации по подписанию согласованного проекта Мирного соглашения.

Ряд наших международных партнёров приветствовали эти позитивные сдвиги и призвали стороны продолжать конструктивное взаимодействие с целью скорейшего подписания Мирного соглашения и достижения положительных результатов и по другим направлениям мирной повестки. В этой связи хочу выразить нашу искреннюю благодарность всем тем государствам, включая и тем, кто сидит за этим столом, которые искренне поддерживали переговорный процесс, принимали у себя обсуждения, приветствовали завершение согласования текста Соглашения, способствовали этому достижению и продолжают твердо выступать за прочный и устойчивый мир и стабильность в нашем регионе.

Ваши Превосходительства,

К нашему глубокому удивлению, реакция Азербайджана и его последующие действия вызывают как разочарование, так и тревогу. В своем одностороннем заявлении Азербайджан, с одной стороны, признаёт факт завершения переговоров по тексту Мирного соглашения, но одновременно выдвигает искусственные предварительные условия.

Армения всегда подчёркивала, что разрешение всех нерешённых вопросов, накопившихся за десятилетия вражды, в рамках одного соглашения невозможно — это очевидно. Однако подписание Мирного соглашения создаст благоприятную атмосферу и откроет путь для обсуждения и урегулирования всех нерешенных вопросов.

В качестве одностороннего доказательства конструктивности со стороны Армении, Азербайджан требует прекращения деятельности структур Минского процесса, несмотря на то, что в ходе переговоров армянская сторона неоднократно демонстрировала свой конструктивный подход. Также Азербайджан требует изменения Конституции Армении, утверждая, что Декларация независимости Армении, на которую ссылается Преамбула нашей Конституции, содержит территориальные претензии к Азербайджану.

Республика Армения уже выразила свою позицию на самом высоком уровне: мы готовы рассмотреть вопрос о роспуске структур Минского процесса ОБСЕ. Однако крайне важно обеспечить, чтобы этот шаг соответствовал как фактическому, так и юридическому завершению конфликта. Не будет необходимости в дальнейшем функционировании структур Минского процесса после того, как подписание Мирного соглашения официально и институционально завершит конфликт. В противном случае это означало бы постановку телеги впереди лошади. Если Азербайджан действительно хочет положить конец существованию этой структуры, тогда подписание Соглашения — это самый логичный и легитимный путь.

Что касается Конституции Армении, хочу проинформировать государства-участников, что 26 сентября 2024 года в рамках ратификации регламента о совместной деятельности приграничных комиссий Конституционный суд Республики Армения вынес решение, подтверждающее, что данный регламент, включая делимитацию границы между Арменией и Азербайджаном на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, соответствует Конституции Республики Армения. Это означает, что взаимное признание территориальной целостности в границах, существовавших на момент распада СССР, что также зафиксировано в Соглашении, полностью соответствует Конституции Республики Армения, и Армения не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Другими словами, кратчайший путь к снятию озабоченностей Азербайджана — это снова подписание Соглашения.

Более того, Конституционный суд отметил, что только те положения Декларации о независимости Армении, которые прямо отражены в статьях Конституции Республики Армения, обладают конституционной силой, в то время как те положения Декларации, которые не были напрямую включены в текст Конституции, не имеют никакой юридической силы.

Таким образом, вновь подчёркиваю: решение Конституционного суда ясно указывает на то, что Конституция Республики Армения не содержит ни одного положения, которое бы подразумевало территориальные претензии к какой-либо третьей стране.

На самом деле, именно Конституция самого Азербайджана вызывает обеспокоенность, поскольку содержит положения, подразумевающие территориальные претензии к Армении. В преамбуле Конституции Азербайджана содержится отсылка к Конституционному акту, принятому парламентом Азербайджана 18 октября 1991 года. В свою очередь, этот Конституционный акт ссылается на Декларацию о независимости Первой Республики Азербайджан, принятую в 1918 году, в которой утверждается, что Первая Азербайджанская Республика включает в себя Восточное и Южное Закавказье. В ноябре 1919 года Республика Азербайджан представила державам Антанты свою административную карту, на которой около 60% территории современной Республики Армения были включены в состав Азербайджана. Таким образом, Конституция Азербайджана содержит территориальные претензии к Республике Армения.

Но почему в таком случае мы не ставим вопрос о необходимости изменения Конституции Азербайджана? Мирное соглашение содержит статью, согласно которой стороны не могут ссылаться на своё внутреннее законодательство как на оправдание невыполнения положений Соглашения. Другая статья гласит, что стороны признают территориальную целостность друг друга, не имеют территориальных претензий и не будут выдвигать такие претензии в будущем. Более того, и Армения, и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга в границах бывших союзных республик СССР.

Следовательно, после подписания Мирного соглашения Арменией и Азербайджаном, получения заключения Конституционных судов о его соответствии конституциям и ратификации, оно приобретает юридическую силу, превосходящую любой внутренний закон.

В этой связи выдвижение любых других вопросов в качестве предварительных условий для подписания документа, мягко говоря, означает затягивание установления мира.

Ваши Превосходительства,

Позвольте мне также затронуть вопрос дезинформационной кампании Азербайджана относительно якобы имевших место нарушений режима прекращения огня на границе. Почему Армения должна готовиться к применению силы? Какие вопросы, находящихся на повестке Республики Армения, могут подразумевать применения силы?

Как вам известно, более 200 квадратных километров суверенной территории Армении находятся под оккупацией Азербайджана. Однако Армения на самом высоком уровне чётко заявила, что не стремится решать этот вопрос военным путём. Продолжающийся процесс делимитации границы, наряду с согласованным текстом Мирного соглашения, обеспечивают все необходимые механизмы для мирного и правового урегулирования данного вопроса. Таким образом, Армения полностью привержена мирной повестке и продолжает действовать в соответствии с этими принципами.

В этом контексте Министерство обороны Армении проводит расследование по поводу предполагаемых нарушений режима прекращения огня. В то же время, как искренне заинтересованные в укреплении доверии и уверенности в регионе, мы предложили азербайджанской стороне создать совместный механизм по расследованию нарушений режима прекращения огня, а также внедрить другие меры — такие как зеркальное отведение войск от приграничных районов, механизм взаимного контроля над вооружениями и верификации. К сожалению, эти предложения не были восприняты Азербайджаном конструктивно, что ставит под сомнение искренность повторяющихся обвинений.

Обвинения Азербайджана не являются разрозненными эпизодами — налицо чёткая и устоявшаяся модель действий, при которой Азербайджан активизирует дезинформационную кампанию о якобы имевших место нарушениях режима прекращения огня, используя это в качестве предлога для оправдания последующей эскалации в регионе. В 2020 и 2023 годах армянская сторона неоднократно доводила до сведения государств-участников ОБСЕ информацию о применении подобных тактик. Я призываю обратить пристальное внимание на эту модель действий. Преднамеренное распространение ложной информации и необоснованные обвинения в нарушении режима прекращения огня — это не просто попытка исказить истину; это тревожный предвестник возможной военной эскалации. Мы должны сохранять бдительность по отношению к таким тактикам и удвоить усилия по установлению мира и стабильности в регионе.

Недавняя эскалация риторики и усиливающиеся угрозы в адрес Армении также следуют той же тревожной логике, напоминающей предшествующие вооружённые эскалации. Мы твёрдо убеждены, что мир требует приверженности сдержанности и конструктивному диалогу. Создание условий, благоприятных для устойчивого мира, должно стать неотъемлемой частью этого процесса — процесса, основанного на добросовестном взаимодействии и подлинном сотрудничестве, а не на угрозах или на взаимных обвинениях.

Господин Председатель,
Уважаемые коллеги,

Несмотря на вышеупомянутые вызовы, позвольте мне вновь подтвердить неизменную приверженность Армении мирной повестке. Мы остаёмся твёрдо приверженными делу установления прочного мира на Южном Кавказе. Наша приверженность мирному и стабильному региону — это не просто политическая позиция, это стратегический выбор для будущего нашего региона и нашего народа. Однако реализация этого видения требует искреннего вовлечения всех сторон.

Пришло время отказаться от политики искусственных задержек и промедлений, воздержаться от выдвижения необоснованных предлогов, которые лишь мешают подписанию Мирного соглашения. Взаимные обвинения и бесконечное выдвижение новых предварительных условий могут завести нас в хорошо известный тупик, чреватый реальной угрозой дальнейшей эскалации. Вместо этого путь, который мы предлагаем, — это подлинная приверженность миру и добросовестное участие в завершении данного процесса.

Урегулирование этого конфликта остаётся ключевым условием обеспечения долгосрочной безопасности и стабильности в одном из самых чувствительных и нестабильных регионов в зоне ответственности ОБСЕ. Это должно быть в интересах всех — чтобы мир восторжествовал над войной, дипломатия — над конфронтацией, стабильность — над неопределённостью.

В заключение позвольте мне ещё раз подчеркнуть: армянская сторона готова подписать Мирное соглашение и предлагает азербайджанской стороне начать консультации по вопросу даты и места подписания документа. Мы движемся к миру, а не к войне.

Благодарю вас».

Распечатать страницу